Вести дневник может любой человек, но при одном условии: если он сам чувствует потребность в этом, если хочет познать самого себя (К. Хорни) и жизненно заинтересован в адекватном самонаблюдении и самооценке (А.Г. Спиркин). Как правило, человек особенно остро ощущает нужду в самопонимании и самоизменении в переломные моменты своей жизни. Особенно полезен дневник в двух случаях. Во-первых, когда у человека уже есть склонность записывать свои мысли и письменно анализировать их. Во-вторых, когда у него отсутствует достаточно развитая самооценка, и он не владеет самоанализом. Развить их и помогает работа с дневником.
Для решения задачи переопределения себя человеку нужно обладать развитой рефлексией, т.е. способностью мысленно выйти из непосредственного потока жизни и обратить свое сознание на самого себя. Ему нужно ответить на вечные вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», осознать свои особенности, принять себя и определить основания своего бытия в мире. Необходимо проститься с собой прежним, чтобы встретиться с собой новым, подлинным. Рефлексивное раздвоение на Я-наблюдателя (исследователя) и Я-наблюдаемое (исследуемое) в этот период – условие обретения цельности Я. Причем цельности не младенчески наивной, а выстраданной, прорефлексированной, успевшей расстаться с «кожей вчерашнего дня», пережить второе рождение, пересоздать, «реконструировать » свою личность.
Благодаря записям в дневнике, легче увидеть, когда клиент себя не принимает. Записывая в него все свои переживания, и можно увидеть, что мы наступаем на одни и те же грабли. Ведение Дневника позволит разобраться в истинных источниках переживания, точно найти им название, определить какие именно ожидания не совпадают с реальностью, что именно вызывает боль, из-за чего теряется самоконтроль.
Роберт Дилтс в своей книге «Коучинг с помощью НЛП» основывается на теории нейрологических уровней. Автор говорит, что неуверенность лежит на уровне убеждений. А значит уверенность можно увеличить, проведя изменения на уровне убеждений и вышележащих уровнях (10).
На уровне убеждений Роберт предлагает выполнить следующий техники и упражнения:
1. «Проверка ценностей». Предлагается ответить на несколько вопросов направленных на осознание значимости и важности ценности. Или, наоборот, неважности ценности.
2. «Установление внутренних менторов». Этот процесс похож на выделение субличностей, которые могут поддержать клиента. В рамках этой курсовой работы этот процесс может быть направлен на осознание собственных качеств уверенного в себе человека.
3. «Выравнивание ценностей с видением и действием». Список вопросов этого упражнения включает ряд вопросов, помогающих клиентам определить более крупную цель, на которой сосредоточены их действия, и затем идентифицировать и организовать индивидуальные способности, действия и ресурсы, необходимые для ее достижения. Этот процесс снова связан с осознанием себя.
4. Также автор предлагает несколько упражнений на изменение убеждений.
На вышележащих уровнях Роберт Дилтс предлагает упражнения, направленные на осознание своей личности, своего личностного своеобразия, своей миссии.
Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.
Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".
Для развития уверенности наиболее важны первые три стадии.
Задача первой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность. Вопрос, на который отвечают дети: «Надежен ли мир?»
Задача второй стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля. Вопрос, на который отвечают: «Я - о'kей?»
Вопрос, на который отвечают на третьей стадии: «Как много я могу сделать?»
В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:
1. Могу ли я любить и любим ли я?
2. Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Неуверенность может развиться, если одна из стадий завершилась недостаточно успешно.
Майлз Дауни в своей книге (11) причисляет неуверенность в себе к различным формам вмешательства, которые уменьшают результативность деятельности человека. Другими формами являются: страх, чрезмерное усердие, старание достичь совершенства, желание произвести впечатление, гнев и злоба, скука, загруженность ума. Один из способов уменьшить вмешательство является состояние потока (расслабленная концентрация).
В работе «Flow: The Psychology of Optimal Experience» Чиксентмихайи (12) знакомит с теорией, согласно которой люди наиболее счастливы, если пребывают в особом потоковом состоянии — напоминающем Дзен состоянии полного единения с деятельностью и ситуацией. Состояние потока можно считать оптимальным состоянием внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает. Вероятно, каждый испытывал это ощущение, характеризующееся свободой, радостью, чувством полного удовлетворения и мастерства, когда некоторые потребности, в том числе и базовые, обычно игнорируются. Человек забывает о времени, голоде, своей социальной роли и т. д.
Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.
В интервью журналу «Wired» Чиксентмихайи описывает поток следующим образом: "[Б]ыть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе."
На чём основывается достижение состояния потока? На выполнении следующих условий:
1. Преисполненность смыслом.
2. Приятность.
3. Привычность, очевидность.
4. Удобство.
5. Надёжность.
6. Безопасность.
7. Функциональность.
Чтобы достичь состояния потока, необходимо найти равновесие между сложностью задачи и навыком субъекта. Если задача слишком легка, потоковое состояние не может быть достигнуто.
Потоковое состояние также подразумевает некоторого рода сфокусированное внимание; было замечено, что сознаваемая медитация (безучастное свидетельствование), йога и боевые искусства, похоже, улучшают способность человека к достижению потокового состояния. Вкратце, поток можно описать как состояние, при котором внимание, мотивация и ситуация соединяются, вызывая нечто вроде продуктивной гармонии или обратной связи.
Стивен Кови в своей книге говорит о том, что чувство собственного достоинства и уверенности в себе зависит от мнения окружающих, если человек зависим эмоционально. Если человек независим в эмоциональном отношении, то все его утверждения и поступки порождены его внутренней уверенностью, он сам управляет своими действиями, его чувство собственного достоинства не зависит от того, хорошо или плохо к нему относятся, от того, как обращаются с ним окружающие (13).
Далее автор пишет, что «реакция людей, выражающаяся в «срывании оков», «высвобождении», «самоутверждении» и стремлении поступать по-своему, часто скрывает их глубокую зависимость, от которой они не в состоянии избавиться, потому что она является скорее внутренней, чем внешней. Эта зависимость проявляется, например, тогда, когда мы позволяем недостаткам других портить нам жизнь или чувствуем себя жертвой других людей или неподвластных нам событий». Однако проблема зависимости – это вопрос зрелости личности, и он мало связан с внешними обстоятельствами.
Для преодоления зависимости и неуверенности Стивен Кови предлагает действовать самостоятельно и овладеть тремя навыками: быть проактивным, начинать, представляя конечную цель, сначала делать то, что необходимо делать сначала.