Смекни!
smekni.com

Коммерческие организации (стр. 4 из 6)

В ст. 72 ГК предусматривается 4 варианта ведения дел:

а) каждый из участников вправе действовать от имени всего товарищества. В этом случае доверенности от других участников товарищества не нужны. Любая сделка, заключенная любым из участников, влечет последствия для товарищества; не требуется также последующего одобрения сделки другими участниками;

б) все участники ведут его дела совместно. В этом случае соз­дается определенная структура, призванная принимать решения (например, собрание участников, совет учредителей). Данный ва­риант предполагает единогласие участников. Если хотя бы один из них проголосует против (или даже воздержится), решение счи­тается не принятым. Такой вариант приемлем, если товарищество заключает сделки редко, и его участники имеют возможность вовремя принять решение;

в) ведение дел поручается нескольким участникам. В этом слу­чае остальные участники обязаны получить от них доверенности. При заключении сделок участники, на которых возложено веде­ние общих дел, равно как и в случаях, когда они представляют интересы товарищества в налоговых органах, органах Пенсион­ного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, статисти­ки, иных госорганах, а также при взаимодействии с любыми третьими лицами, не должны предоставлять доверенности от других членов товарищества. Остальные же, наоборот, могут со­вершать любые сделки от его имени только по доверенности. Если они выходят за рамки предоставленных полномочий, то другие участники вправе ставить вопросы о признании совер­шенных ими сделок недействительными, об их ответственности и т.д. (ст. 179, 183ГК);

г) ведение дел возлагается на одного из участников. И в этом случае другие участники товарищества добровольно передают ему право выступать в хозяйственном обороте от имени товари­щества. Остальные участники либо вовсе не вправе совершать сделки от его имени, либо совершают их исключительно в рамках полномочий, упомянутых в доверенности участника, ведущего общие дела.

Тот или иной вариант ведения общих дел должен быть закреплен в учредительном договоре.

Статья 72 ГК регулирует и ситуацию, когда одни участники, возложившие на других ведение общих дел, приходят к выводу об их недобросовестности (она может выражаться, например, в заключении заведомо невыгодных сделок, в разбазаривании имущества, в злоупотреблениях, в отказе предоставить документацию товарищества для ознакомления другим участникам, в ведении бухучета с нарушениями, что повлекло налоговые санкции, в неуплате налогов). В этом случае они через суд вправе добиться прекращения полномочий по ведению общих дел. Так как удовлетворение судом их требований влечет изменения учредительного договора (в части, касающейся порядка управления и введения общих дел товарищества), то такие изменения должны быть внесены в договор и зарегистрированы в установленном порядке (ст. 51 ГК).

Участие в деятельности товарищества может выражаться в разнообразных формах. Так, полный товарищ должен принимать участие в управлении, в формировании имущества, в ведении общих дел, в заключении договоров, совершении иных сделок и т.д. Поскольку участники товарищества создали именно коммерческую организацию, то очевидно, что они совместно осуществляют предпринимательскую деятельность, выполняют определенную работу: по изготовлению товаров, оказанию услуг, по хранению, реализации готовой продукции и т.д. Конкретно та или иная форма, а также степень участия каждого оговаривается в учредительном договоре.

Важнейшей обязанностью участников товарищества является формирование его складочного капитала. Вклад участника может выражаться во внесении определенной денежной суммы, в передаче имущества, права пользования объектами интеллектуальной собственности, вещных прав и т.д. О том, что имущество переда­но в качестве вклада в складочный капитал товарищества, необ­ходимо четко указать в учредительном договоре.

Если срок внесения вклада определен в учредительном догово­ре, то участник товарищества, не внесший оставшуюся часть вкла­да, обязан уплатить ему 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки. Однако товарищи вправе преду­смотреть в учредительном договоре и другие меры.

Участниками полного товарищества могут быть как юриди­ческие лица, так и граждане-предприниматели. Причем участие в товариществе не означает, что теряется самостоятельность и ста­тус юридических лиц. Это лишь ограничивает их в совершении от своего имени сделок, однородных с теми, которые составляют предмет деятельности данного товарищества. Аналогично реша­ется вопрос и в отношении сделок граждан предпринимателей. Учитывая то, что, став участниками товарищества, они получают свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя, упомянутые граждане вправе совершать в своих интересах любые сделки, лишь бы они не совпадали с предметом деятельности товарищества.

По общему правилу прибыль и убытки товарищества распре­деляются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Однако в учредительном договоре может быть зафиксирован и любой иной принцип распределения. В то же время вовсе исключить участие кого-либо из товарищей в рас­пределении прибыли или убытков нельзя. Если соглашение об этом закреплено в учредительном договоре, то такой договор реги­страции не подлежит, а если он уже зарегистрирован, то участники обязаны его изменить.

В соответствии со ст. 75 ГК полные товарищи солидарно не­сут субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам товарищества. Анализ судебной практики пока­зывает, что: при обращении взыскания на имущество юридичес­кого лица — участников полного товарищества следует руковод­ствоваться НК и Федеральным законом от 21.07.97 «Об исполни­тельном производстве» (а также ст. 64 ГК). При обращении взы­скания на имущество гражданина следует учесть, что на некото­рые виды имущества граждан обращать взыскание нельзя.

Независимо от времени вступления участника в полное то­варищество, он отвечает и по обязательствам товарищества, воз­никшим до его вступления. Причем соглашение об ином ника­ких правовых последствий не влечет, т.к. оно ничтожно (п. 3 ст. 75 ГК).

Если участник выбыл (даже при наличии уважительных при­чин) из товарищества, он не несет ответственности лишь по обя­зательствам товарищества, возникшим после его выбытия. Что же касается обязательств, возникших до момента выбытия участни­ка, то он отвечает за них наравне с другими участниками в тече­ние 2 лет со дня утверждения годового отчета.

Смерть физических лиц безусловно влечет изменение состава товарищества, даже если его наследник и будет принят в качестве нового участника. Аналогичные последствия влечет объявление гражданина умершим или признание безвестно отсутствующим, т.к. участие в деятельности полного товарищества — обязатель­ное условие членства. Объявление юридического лица — участника товарищества банкротом означает, что он автоматически подлежит ликвидации, а потому исключается из товарищества.

Независимо от причины изменения состава оставшиеся участ­ники должны решить вопрос о продолжении деятельности това­рищества.

Вопрос об исключении участника всегда решается единоглас­но (ст. 76 ГК), даже если в учредительном договоре закреплен иной принцип. На основании такого решения оставшиеся участ­ники могут возбуждать в суде дело об исключении участника из состава товарищества, если, конечно, последний не согласен ис­полнить его добровольно.

В соответствии со ст. 77 ГК участники полного товарищества вправе выйти из него, заявив об этом в письменной форме не ме­нее чем за 6 месяцев до фактического выхода. Однако если това­рищество учреждено с указанием срока деятельности, то досроч­ный выход из него недопустим. Это общее правило. Досрочный выход возможен лишь при наличии уважительных причин (бо­лезнь, препятствующая проживанию в данной местности или выполнению деятельности, которую осуществляет товарищество, призыв в армию и т.п.). Однако в этом случае ст. 77 ГК не требует, чтобы заявление было подано не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества.

Днем фактического выхода из товарищества считается дата, когда лицо перестало принимать участие в его деятельности (не­зависимо от причины). Поскольку закон в качестве обязательного предъявляет требование об участии в деятельности полного това­рищества, фактическое прекращение участия в этой деятельнос­ти, по существу, означает выход из него (ст. 69 ГК). Именно до такого фактического выхода и должно пройти не менее 6 меся­цев, упомянутых в ст. 77 ГК.

Момент выбытия может и не совпадать с моментом фактичес­кого выхода. Поскольку выбытие участника влечет изменение текста учредительного договора, а это в свою очередь возможно лишь на собрании (на котором будет рассмотрено заявление о выходе его из товарищества), то участник считается выбывшим с момента внесения таких изменений, причем они должны быть вне­сены в установленном законом порядке, т.е. с обязательным сооб­щением в орган, осуществивший государственную регистрацию.

По общему правилу участнику выплачивается стоимость час­ти имущества последнего, соответствующая доле этого участника в складочном капитале. Однако в учредительном договоре могут быть предусмотрены и иные варианты выплат (например, может быть установлено, что выбывающему будет выплачено лишь 50% от имущества, соответствующего доли этого участника в скла­дочном капитале, или, наоборот, наряду с имуществом, соответ­ствующим его доле, должна быть выплачена определенная часть имущества товарищества).