Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Характеристика обучения демократии в школах Активные технологии обучения (стр. 5 из 33)

Преимущества игры перед другими формами обучения состоят в следующем: участник игры может раскрыть себя в конкретной значимой ситуации; игра для ученика не обычное событие, а особо притягательное и острое, своеобразная экстремальная ситуация, при этом степень остроты во многом определяется педагогом; игра интересна по своей сути; игра воспринимается участником как способ самосовершенствования, испытания себя на психологическую устойчивость, компетентность, позволяя тем самым усилить мотивацию учения.

Игра позволяет ощутить себя значимой частью игрового коллектива, гармонизирует личность и окружающую среду, так как в игре существует известное право на ошибку. Самоценность личности в игре выдвигается на первый план, становясь залогом ее развития. При этом следует подчеркнуть, что игровые технологии не подменяют традиционных методов обучения и воспитания школьников, а рационально их дополняют, расширяя педагогический арсенал педагога, позволяя более эффективно достигать поставленных целей и задач учебно-воспитательного процесса.

Игровые формы работы в учебном процессе имеют следующие функции: обучающая функция - развитие памяти, внимания, навыков владения родным и иностранным языком, восприятия информации; развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное действие; коммуникативная функция - сплочение коллектива учащихся и установление внутри него эмоциональных контактов; релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения; психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации; развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств; воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Для успешного внедрения игровых технологий они должны формировать опыт эмоционального переживания; концентрировать внимание школьников на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурные условия; подкреплять реальное взаимодействие участников в ходе игры с конкретным объектом мира высокой удовлетворенностью, так как для ребят важно общение, ощущение своей индивидуальности.

Необходимо определить условия проведения игры: материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт; должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия; игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение, как правил, так и содержания); в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей; игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться; не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности; наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

Существует три вида учебных игр:

1) Имитационные игры. В них имитация понимается, с одной стороны, как замена экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, заменяющими реальный объект изучения. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники применяют на себя определенны роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Имитационная модель реализуется благодаря действиям участников игры. Они берут на себя различные роли и разыгрывают ситуации в зависимости от направления игры. Организованная на основе выделенной имитационной модели игра позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, то есть к освоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

2) Настольные игры. Они делаются по принципу уже существующих настольных игр. Настольные учебные игры в свою очередь бывают нескольких типов:

- Путешествие. В такой игре участники с изначально равных позиций идут к одной и той же цели по игровому полю; побеждает тот, кто первым приходит к финишу.

- Лото. В играх данного типа каждый игрок имеет собственное клетчатое игровое поле, которое необходимо закрыть карточками соответствующим образом.

- Карты. Здесь все операции производятся с помощью игровых карточек, которые попадают к игроку случайным образом.

- Стратегические игры. Здесь победа или поражение игрока, команды зависят в основном от выбранной игроками стратегии действия во время игры, и в меньшей степени зависят от случайности.

Недостатки настольных игр: сравнительно небольшое количество возможных участников; несмотря на плюрализм мнений в сфере гражданского образования, настольные игры предполагают, как правило, одного победителя; элемент случайности может оказаться недостатком (в том смысле, что победа может быть не всегда заслуженной).

3) "Путешествие". В ходе такой игры учащиеся как бы совершают путешествие во времени и пространстве с целью получить информацию по той или иной проблематике. При этом они могут выступать в качестве экспертов, задача которых - вынести суждение по данному вопросу, дать рекомендацию по той или иной проблематике, составить доклад на основе полученной информации.

В ходе реализации учебной игры можно выделить три основных этапа:

1. Теоретическая разработка.

2. Ход игры.

3. Обсуждение.

Первым этапом реализации игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие аспекты: картина моделируемого мира; правила игры; командные и (или) индивидуальные вводные. На данном этапе происходит постановка проблемы, которая будет ставиться в учебной игре, определение ситуации, иллюстрирующей проблему, определение количества участников, обдумывание участниками своих ролей. От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры. На этом этапе с учениками необходимо определить проблему, которую будет иллюстрировать ролевая игра (например, право на имущество); определить ситуацию, действующие лица (например, если в классе разбирается право на имущество, ученики могут придумать ситуацию, в которой кого-то лишили своей квартиры, может быть, из-за принадлежности к той или иной этнической группе или из-за отсутствия соответствующего закона); вместе с учениками решить, сколько человек будут участниками, а сколько - наблюдателями, ставить ли игру одновременно в маленьких группах или же всем классом. В ходе подготовки необходимо поощрять к участию застенчивых учеников. Также на этом этапе решается форма, в которой будет представлена игра. Например, как рассказ, где рассказчик описывает ситуацию, а остальные ученики от имени «своих» персонажей рассказывают, что произошло дальше; как инсценировка, где персонажи взаимодействуют, придумывая диалог по ходу действия; как инсценированный суд, на котором ученики представляют себя свидетелями, дающими показания. Перед началом игры необходимо дать ученикам пару минут на обдумывание ситуации и своих ролей. При планировании игры важно оставить достаточно времени, чтобы вывести детей из состояния игры (это психологически необходимо) и закрепить поставленную цель и ценность занятия.

Второй этап включает проведение игры. Его успешность напрямую зависит от мастерства ведущего. Ведущий игры может иметь индивидуальную роль, быть консультантом, проводником команды или не иметь игровой роли вообще. Во время ролевой игры может быть полезно в какой-либо критический момент остановить действие и спросить участников и наблюдателей о том, что происходит. Например, в ролевой игре о насилии спросите учеников, могут ли они предложить какой-либо мирный путь разрешения ситуации, затем попросите участников разыграть эти возможные концовки.

Последним этапом учебной игры является ее анализ, т.е. постигровое обсуждение. Главная цель в обсуждении - проанализировать действия игроков и повороты игрового сюжета с точки зрения реальности, соотнести игровую модель с жизненными ситуациями. Обсуждение начинается с простого обмена впечатлениями. Это необходимо для того, чтобы снять эмоциональный накал играющих, а уже потом преступить к серьезному разговору. Таким образом, обсуждение часто является даже важнее самого игрового процесса, так как то, что не удалось в игре, можно компенсировать в дальнейшем разговоре. Дидактическая функция учебной игры реализуется через обсуждение игрового действия, причем происходит это на двух уровнях: как анализ самого процесса и как обсуждение возможностей использования опыта в других ситуациях. В ходе обсуждения учащихся необходимо вывести из игровой ситуации, так как они, переживая ролевую ситуацию непосредственно, могут потерять грань между игрой и реальностью. Ученик сразу же по окончании игрового этапа должен почувствовать, что ролевая игра и обсуждение - разные вещи. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, то есть не обязательно, что он считает правильным такой образ мыслей и действий. В обсуждении он говорит то, что он думает на самом деле.

Постигровое обсуждение проводится в несколько этапов:

I. Снятие эмоционального накала; восстановление игровой ситуации, т.е. действий игроков; подведение общих игровых итогов; обсуждение наиболее интересных решений, возникших в игровых ситуациях; разбор и объяснение действий ведущих.