Попробуем дать определение терминов «метрическая книга» и «акты гражданского состояния».
Акты гражданского состояния – официальный документ государственной регистрации, удостоверяющий события рождения, заключения и расторжения брака, смерти, усыновления, установления отцовства, перемены фамилий, имен, отчеств граждан. Акты гражданского состояния ведутся в виде отдельных бланков, сформированных в актовую книгу.
Метрическая книга – совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события рождения (крещения), брака (венчания, никаха), смерти (погребения) конкретных лиц в виде хронологических записей в книжной форме.
Существовало два экземпляра метрической книги: приходской и консисторский (духовного собрания). При этом в терминологии ЗАГСов приходской экземпляр именуется первым, консисторский – вторым.
Метрическая книга состояла из трех неразрывных частей: о рождающихся, о бракосочетавшихся, об умерших. Отличие мусульманских метрических книг от православных в том, что в мусульманских метрических книгах присутствует раздел о бракоразводах.
Для поиска метрических данных лиц православного вероисповедания следует обратиться к документам архивного фонда Уфимской духовной консистории (И-294). Повсеместно в России метрические книги были введены с мая 1722 года. В каждом приходе велись метрические книги записей о родившихся, сочетавшихся браком, умерших. Разводы были редкостью и оформлялись лишь через Духовную консисторию. В ЦГИА РБ хранятся метрические книги с начала XIX века по 1900 год по Бирскому, Белебеевскому, Орскому, Стерлитамакскому, Троицкому, Уфимскому уездам, по городам Уфа (до 1919 года), Бирск, Белебей, Стерлитамак. Фонд Уфимской духовной консистории на хранение в ЦГИА РБ поступил не полностью, поэтому многие метрические книги считаются утерянными. В метрических книгах можно найти сведения о времени и месте рождения, крещения; указывались имя ребенка, фамилия, имя, отчество родителей, их социальное происхождение, данные о восприемниках (Приложение 11). В разделе о заключении браков имеются сведения о времени и месте бракосочетания, данные о брачующихся и поручителях. В разделе об умерших приводятся сведения о времени, месте, обстоятельствах смерти и погребения. Важнейшими источниками по родословию любой православной семьи являются исповедные росписи (посемейные списки), в которых отмечали: место жительства и социальное положение семьи, главу семьи и отношение к нему других членов семьи, их имена, отчества, фамилии, возраст и прохождение исповеди и причастия. К сожалению, исповедные росписи поступили на хранение в Центральный государственный исторический архив РБ лишь по нескольким церквям.
Также в фонде Уфимской духовной консистории отложились метрические книги тептярей-язычников Бирского уезда со второй половины XIX века по 1918 год, Уфимской еврейской общины за период с начала XX века, общины христиан-староообрядцев за тот же период. Следует отметить, что их количество в ЦГИА РБ незначительно. В документах архивного фонда Пермской духовной консистории (Ф.37) Государственного архива Пермской области содержатся метрические книги православных единоверческих и старообрядческих церквей ряда городов, сел, деревень Бирского уезда Уфимской губернии за 1883-1915гг.
Место хранения метрических книг также можно уточнить по справочникам «История русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М., 1993» и «История русской православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. М., 1995».
Метрические книги лиц мусульманского вероисповедания отложились в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (И-295). Обязательное ведение метрических книг распространилось на магометанские общины Оренбургского края с 1828 года. В ЦГИА РБ хранятся метрические книги с 1829 по 1899 год, по некоторым приходам до 1919 года. В документах этого фонда сосредоточены метрические записи по Астраханской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тобольской, Томской, Уфимской губерний и Внутренней Киргизии. Метрические книги по мусульманским приходам также состоят из разделов о рождении, заключении браков, о разводах, об умерших (Приложение 12). В разделе о родившихся имеются сведения об имени ребенка, фамилии, имени, отчестве родителей, их социальном положении, месте рождения ребенка. В разделе о сочетании браков, кроме общих сведений, есть данные о размере калыма (выкупа) и порядке его уплаты, часто встречается тамга того или иного человека. Очень часто сведения из этого раздела остаются невостребованными, так как брак заключался на родине невесты. В мусульманских семьях разводы происходили не очень часто, но они нашли отражение в метрических книгах. Здесь можно найти сведения о том кто являлся инициатором развода, и по какой причине он произошел. В разделе об умерших приводятся те же самые сведения, что и в метрических книгах лиц православного вероисповедания. Основная трудность при использовании метрических книг мусульманского населения в том, что они написаны арабской графикой. Также при обращении к метрическим книгам как православным, так и мусульманским бывает трудно определить в каком населенном пункте находилась церковь или мечеть.
Метрические книги ряда православных и магометанских приходов Белебевского, Бирского, Мензелинского, Стерлитамакского, Уфимского уездов Уфимской губернии, а также Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Оренбургского уездов Оренбургской губернии находятся на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан. В Интернете представлена база данных по метрическим книгам церквей и мечетей за 1724-1917 гг., составленная сотрудниками Национального архива РТ. С помощью базы данных можно выяснить есть ли в Национальном архиве РТ интересующие сведения, а затем уже либо направить запрос, либо самостоятельно поработать с документами.
С момента своего возникновения метрики фиксировали сословную принадлежность лица, а это определяло его дальнейшее правовое и имущественное положение в государстве. Одновременно метрики несли элемент уравнивания сословий, поскольку они стали первым и долгое время оставались единственным всесословным источником.
Сведения по истории дворянских родов сосредоточены в родословных книгах российского дворянства (Приложение 13). Часть копий отложилась в ЦГИА РБ в фонде Оренбургского губернского правления (И-1) (всего 12 дел). В ЦГИА РБ создана база данных по этим документам, куда включены данные о фамилии, имени, отчестве, возрасте, происхождении, собственности, образовании, месте жительства и службы, дате записи. Отдельные сведения можно найти в книгах В.А. Новикова «Сборник материалов для истории уфимского дворянства», Г.Ф. и З.И. Гудковых «Аксаков С.Т. Семья и окружение». К сожалению, документы Уфимского губернского, а также уездных дворянских собраний в ЦГИА РБ не поступили.
Информация о лицах, которые получили дворянское достоинство представлена в документах архивного фонда Департамента герольдии (Ф. 1343) Российского государственного исторического архива. В данном фонде представлены дела о пожаловании в дворянское, княжеское, графское и баронское достоинство, о потомственных и личных почетных гражданах. В составе данного фонда хранятся копии губернских родословных книг, а также родословные, метрики, другие личные документы дворян и почетных граждан. Родословные княжеских и боярских родов (так называемая «Бархатная книга»), жалованные грамоты на титулы и дворянство, дипломы на звание почетных граждан представлены в документах архивного фонда Гербы, жалованные грамоты, дипломы и патенты на чины (Ф.1411) Российского государственного исторического архива. Родословные книги представлены в списках А.Ф. Малиновского, А.М. Пушкина и др. архивного фонда Рукописный отдел библиотеки МГА-МИД (Ф.181) Российского государственного архива древних актов. В данном фонде представлена копия Бархатной книги.
Сведения по генеалогии мусульманских князей и дворян отложились в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания Центрального государственного исторического архива РБ, где есть родословные книги отдельных мусульманских родов. Также можно обратиться к описанным выше фондам РГИА и ЦГИА РБ, где представлены данные о дворянских родах.
Историю семей православных священнослужителей можно проследить по Уфимским епархиальным ведомостям, издававшимся с 1879 по 1917 год. В них приводились данные о назначениях, перемещениях, увольнениях всех служащих епархии, биографии многих священников. Основными архивными документами по истории семей священнослужителей являются клировые ведомости. В фондах ЦГИА РБ хранятся клировые ведомости только по нескольким церквям.
Сведения о мусульманских священнослужителях можно обнаружить в документах архивного фонда Оренбургского магометанского духовного собрания. Имеется очень обширный материал о перемещениях, назначениях (Приложение 14). Даже есть оригиналы Указов о назначении имамов.
Биографические сведения священнослужителей других конфессий можно найти в документах архивных фондов ЦГИА РБ: Канцелярии Оренбургского гражданского губернатора, Канцелярии Уфимского гражданского губернатора, Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, Министерства охраны общественного порядка БАССР.
По истории семей, относившихся к податным сословиям (крестьяне, купцы) необходимо обратиться к документам архивного фонда Оренбургской казенной палаты – к «ревизским сказкам». Что представляют собой «ревизии»? В начале XVIII века активная внешняя и внутренняя политика Петра I потребовала огромных финансовых расходов. Была пересмотрена налоговая система, в результате чего Россия перешла к подушному обложению. А это в свою очередь потребовало перехода к новой податной единице – «ревизской душе». Все население Российского государства было поделено на податную и неподатную части. К первой относились крестьяне, мещане, цеховые ремесленники, купцы. Ко второй – дворяне, духовенство, чиновники. Для определения количества податного населения стали производиться переписи мужского населения податных сословий, называемые «подушными ревизиями». Податное население обязано было платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность. Ревизии учитывали также большую часть неподатного населения, которые переписывались только для счета. Первая ревизия была проведена в 1719 году. Вплоть до новой ревизии все перемены в естественном движении населения не принимались во внимание. Сама перепись длилась один-два года, а затем вплоть до следующей переписи проводилась ревизия, в ходе которой уточнялись и дополнялись первоначально полученные сведения. Женское население не учитывалось I, II, VI ревизией. Всего было проведено десять ревизий. В ЦГИА РБ отложились документы с V по X ревизии. Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность, национальность лица, подающего сказку; его фамилию, имя, отчество, возраст, так же и по последней ревизии; затем - имя, отчество, фамилия членов семьи с указанием возраста (для мужчин еще и возраст по последней ревизии), отношения к главе семьи (сын, зять, сноха, сестра, племянник и т.п.), причины выбытия из тягла (умер, отселен, в рекрутах и т.п.). Сведения о женском поле выделены и составляют правую часть сказки (Приложение 15).