Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для школ нацменьшинств Введение (стр. 2 из 2)

Ученые: М. Ломоносов, И. Кулибин, Н. .Лобачевский, А. Бутлеров, Н. Пирогов, Д. Менделеев, И. Столетов, И. Сеченов, К. Тимирязев, И. Мечников, В. Вернадский, И. Мичурин, Н. Миклухо–Маклай, П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. Пржевальский, Лазарев, Белинсгаузен, К. Ушинский, К. Циолковский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Вернадский, Н. Вавилов, А. Иоффе, Д. Несмеянов, Д. Лихачев.

Ученые - Нобелевские лауреаты: И. Павлов (Нобелевская премия 190?г.), Н. Семёнов (Нобелевская премия 1956 г.), П. Черенков и И. Франк (Нобелевская премия 1958 г.), Л. Ландау (Нобелевская премия 1962 г.), Н. Басов (Нобелевская премия 1964 г.), А. Прохоров (Нобелевская премия 1964 г.), И. Курчатов, А.Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Л. Канторович (Нобелевская премия 1975 г.), П. Капица (Нобелевская премия 1978 г.), А. Сахаров (Нобелевская премия 1975 г.) , М. Келдыш, А. Александров, Д. Скобельци, Н, В. Котельников, Ю. Харитонов, С. Королёв, Ж.Алфёров (Нобелевская премия 2000г.), В. Гинзбург и А. Абрикосов (Нобелевская премия 2003г.)

Философы: Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев, И. Ильин, В. Розанов, Ю. Лотман, Э. Ильенков, М. Мамардашвили.

Инженеры и изобретатели: Н. Кибальчич, Е. и М. Черепановы, К. Циолковский, А. Попов, П. Яблочков, Н. Можайский. Н. Сикорский. Н. Лебедев, И. Зварыкин, М. Кошкин, С. Королев, И. Курчатов, А. Туполев, П. Капица, М. Калашников.

Военачальники: А. Невский, Д. Донской, А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов, П. Багратион, М. Барклай де Толли, М. Скобелев, А. Ермолов, П. Нахимов, П. Брусилов, Г. Жуков, К. Рокоссовский.

Народные герои: К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин, Г. Котовский, В. Чапаев, В. Чкалов, Н. Островский (Павка Корчагин), З. Космодемьянская, А. Матросов, молодогвардейцы, Ю. Гагарин.

Меценаты: братья Бахрушины, Строгановы, В. Кокорев, Н. Демидов, братья Третьяковы, С. Морозов, С. Мамонтов Б. Беляев.

Спортсмены: И. Поддубный, И. Заикин, Л. Яшин, И. Нетто, О. Блохин, В. Бобров, Л. Турищева, В. Попенченко, Л. Белоусова, О. Протопопов, В. Харламов, В. Третьяк, А. Якушев, В. Карпов, В. Брумель, В. Борзов, Л. Жаботинский, Ю. Алексеев, И. Роднина, Л. Пахомова, А. Горшков, Р. Сметанина, А. Тихонов, С. Бубка, А. Кабаева.

Тематический блок 6. Русская культура в Латвии

Балто-славянские контакты, относящиеся к раннему средневековью. Взаимовлияние сходных языческих праздненств, традиций. Языковые параллели, относящиеся к периоду балто-славянского единства и к более позднему периоду. Роль И.Д.Фридриха и Б.Ф.Инфантьева в изучении балто-славянских языковых связей и заимствований.

Распространение православия на территории современной Латвии. Киевская Русь, Полоцкое княжество и Новгородско-псковские земли как ретранслятор для латвийских земель византийской культуры. Многочисленные находки древнерусских сакральных и декоративных предметов на территории современной Латвии.

Русские кварталы в Риге, Цесисе. Традиции русского купечества. Русско-ливонские культурные связи.

Старообрядческие памятники и традиции в современной Латвии. Роль И.Н.Заволоко в изучении старообрядческой истории Латвии.

Русская культура в Латвии в XVIII веке – первой половине XIX века. Православные храмы. Екатерининское училище. Распространение русской культуры в быту.

Развитие русской культуры Латвии во второй пол XIX века до 1914 года. Просветительская деятельность Е.В.Чешихина. Газета «Рижский вестник». Александровская мужская и Ломоносовская женские гимназии как первые русские средние училища. Русские лавтийцы в культуре России и мира (В.И.Мухина, С. Эйзенштейн, М. Келдыш).

Развитие русской культуры в Латвии в 20-30-е гг. XX века. Русские просветительские и культурные общества, и их деятельность. Газеты, журналы и их сотрудники. Школы и частные вузы. Православная церковь Латвии (деятельность архиепископ а Рижского и Митавского Иоанна Поммера, причисленного к лику святых Русской православной церкви)

Вклад русских деятелей культуры в латвийскую культуру. Театр: М.А.Чехов, Е.Н.Рощина-Инсарова. Балет: Н.Г.Сергеев, А.А.Федорова, Е.А.Тангиева-Бирзниеце, Музыка: М.С.Красноперов, М.Б.Черкасская. Живопись: Н.П.Богданов-Бельский, С.А.Виноградов, Е.Е.Климов, А.И.Юпатов, А.М.Бельцова. Писатели: Ю.И.Гончаренко (Галич), П.М.Пильский, И.В.Чиннов, В.С.Пикуль, Н.П.Задорнов.

Русская культура в Латвии советского периода.

Русская культура Латвийской Республики: перспективы и актуальные проблемы развития.

Спортсмены: У. Семенова, В. Зозуля, А. Кузьмин, В. Зеленый, В. Тихонов, О. Широв, И. Клементьев, И. Вихров, П. Угрюмов, В. Щербатых, Е. Прокопчук.

Общественно-культурная практика

Воспитание личности в школе требует особой организации учебно-воспитательного процесса, в результате которой знания и умения, составляющие личностные качества человека, формируются в процессе практической деятельности. Причем практическая деятельность должна осуществляться параллельно на нескольких уровнях: 1) уроки; 2) классные часы; 3) культурные мероприятия в классе и в школе; 4) общественно-культурные мероприятия вне школы.

Важнейшим условием культурно-практической деятельности является перевод ученика-участника в ученика-помощника и ученика-организатора. Это осуществляется через участие учащихся в подготовке и организации культурных мероприятий в классе, школе и вне школы. Только в этом случае практическая деятельность обеспечивает развитие мотивации к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа и является социально-формирующей. Теория и методика этой работы подробно изложены в книгах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

В настоящее время практика воспитательной работы в русских школах в целом представляет собой достаточно организованную систему, которая реализуется через уроки, классные часы, классные и школьные культурные мероприятия. Однако, она не представляет собой строго оформленной системы общественно-культурной практики учащихся вне школы. Теоретические беседы, дискуссии, встречи с деятелями культуры и культурные мероприятия в классах и в школах, носят в целом учебно-формирующий характер, тогда как для полноценного культурного воспитания личности необходима общественно-культурная практика, придающая процессу воспитания социально-формирующую направленность. Такие программы успешно работали в советских школах.

Основополагающим принципом социально-формирующей деятельности является коллективная организация творческих дел. Основное правило организации коллективных творческих дел заключается в том, чтобы личность имела возможности выступать в качестве и помощника и организатора общественно-культурных мероприятий в школе и вне школы.

Редукция общественно-культурной практики учащихся школ за два последних десятилетия является одной из главных причин снижения общего культурного уровня молодежи, падения интереса молодых людей к познанию и сохранению своей культуры и как одно из последствий – отсутствие в республике авторитетных русских молодежных организаций.

С целью устранения дефицита общественно-культурной практики учащихся и воспитания организационных умений и навыков, расширения и углубления теоретических знаний и формирования культурно-нравственных ценностей учащихся предлагается перечень возможных форм общественно-культурной практики учащихся:

1) уборка Братских кладбищ;

2) творческие конкурсы и проекты, направленные на вовлечение учащихся и взрослых в изучение истории Великой Отечественной войны и истории освобождения своих регионов от фашизма;

3) тематические выставки и фестивали документального кино;

4) экскурсии по местам боев за освобождение региона, посещение бывших концлагерей;

5) поздравления ветеранов и участников войны с Днем Победы и другими праздниками;

6) социальный патронаж ветеранов войны;

7) встречи с ветеранами войны, просмотр документальных видеофильмов в войне;

8) торжественные собрания;

9) концерты, театрализованные представления;

10) игры-имитации исторических событий;

11) творческие игры по истории войны.

12) подготовка и проведение совместно с общественными организациями открытых праздничных мероприятий: День народного единства, Новогодние утренники, Татьянин день, День защитника Отечества, Масленица, День Победы, День Кирилла и Мефодия, День России, День осовобождения города от фашизма.

13) сбор информации об истории русской культуры в своем крае, регионе;

14) создание экспозиций и выставок по истории русской культуры, в том числе и виртуальных;

15) конкурсы, игры, разработка проектов направленных на популяризацию русской культуры;

16) создание библиотечных разделов с материалами по русской культуре;

17) встречи с деятелями русской культуры, создание фото- и видеотек;

18) информационные кампании в связи с знаменательными датами истории русской культуры;

19) создание информационно-методических центров русской культуры;

20) практика учащихся в общественных организациях;

21) сотрудничество с российскими школами и общественными организациями.

Использованная литература

1. Ф. С. Капица. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. Москва. Издательство «Наука». 2006.

2. Из истории русской художественной культуры. Хрестоматия. Под редакцией А. Г. Лилеевой, И.В. Ружицкого. Москва. Издательство «Наука». 2006.

3. Ю. А. Вьюнов. Русский культурный архетип. Страноведение России. Характер. Склад мышления. Духовные ориентации. Учебное пособие. Москва. «Наука».2005.

4.Б.Ф. Инфантьев, А.С.Лосев. Латвия в судьбе и творчестве русских писателей. Рига. «Звайгзне». 1994.

5. Б.Ф. Инфантьев, А.С.Лосев. Обращенные к Латвии строки. Рига. «Звайгзне». 1999.

6.Т.Д. Фейгмане. Русские в довоенной Латвии. Рига. BKI.2000

7 О.Н. Пухляк, Д.А.Борисов. Русские в Латвии со средневековья до конца XIX века. Рига. «Апгадс». 2004.

8. О.Н. Пухляк. Сто русских портретов в истории Латвии». D.V.I.N.A. 2008

9. Д.Р.Невская. «В родстве со всем». Русская литература в мировом культурно-историческом контексте. X-XIX вв. (до 1840 г.).Рига. «Retorika-A». 2006

10. Н.И.Шром. «В родстве со всем». Русская литература в мировом культурно-историческом контексте. XIX –ХХ вв. (с 1841 г.).Рига. «Retorika-A». 2006