Смекни!
smekni.com

Компенсация морального вреда (стр. 14 из 17)

Итак, возвращаясь к вопросу о снятии противоречий между понятиями, данными в ст.ст. 152 и 1101 ГК РФ, было установлено о возможности существования некоего максимального морального вреда и была сделана попытка объяснения размера его компенсации. Внутри этого максимального значения содержится вред физический, вред моральный или их совокупность. Этот вывод напрашивается из соображений существования максимального значения морального вреда. То есть, в каком бы виде не были представлены составляющие вреда и их пропорции, все равно максимальный размер превышен быть не может. В то же время определение размера компенсации морального вреда должен происходить путем отдельного расчета глубины физического страдания и страдания нравственного и их сложения. Оговорка же заключается в том, что их сумма в любом случае не должна превышать указанного нами размера компенсации морального вреда.

Законодатель не выделяет каким-либо специальным образом физические и нравственные страдания. Это может означать равную компенсацию морального вреда вне зависимости в виде физических или нравственных страданий такой вред был причинен. Продолжая рассуждения, очевидно, что в случае силы физических страданий равных условной единице размер компенсации морального вреда должен быть таким же и в случае причинения его страданиями нравственными.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда, разъясняет помимо физических страданий и содержание нравственных страданий как переживаний и уточняет, что они могут быть вызваны «действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.[68]

Следуя логике разъяснений Верховного Суда РФ, нравственные страдания следует понимать как переливания потерпевшего в связи с нарушением указанных благ.

Моральный вред, причиненный нравственными страданиями будет тем больше, чем глубже переживания связанные с умалением нематериальных благ. Глубина этих страданий напрямую зависит от фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего. Под фактическими обстоятельствами могут подразумеваться деяния, в результате которых произошло умаление нематериального блага и тем самым причинение морального вреда. Чем это фактическое обстоятельство опаснее, тем больший вред оно может причинить как имущественной, так и неимущественной сфере личности. Виновные деяния, причиняющее вред, нарушающие нормы права перечислены в различных нормативно-правовых актах в частности в административном и уголовном кодексах. Мера ответственности за совершение правонарушения напрямую зависит от степени его общественной опасности. Поэтому чем более жесткая ответственность предусмотрена, тем более общественно опасным считается то или иное правонарушение, а значит потенциально несет в себе возможность причинения большего морального вреда.

Глубина нравственных страданий также напрямую зависит от индивидуальных особенностей потерпевшего. Поэтому гражданское законодательство обязывает при определении размера компенсации морального вреда учитывать такие особенности. Таким образом, можно предположить и прямую зависимость между размером компенсации морального вреда и степенью нравственных страданий потерпевшего[69]. Ранее нами была приведена позиция, позволяющая рассматривать индивидуальные особенности человека с помощью косвенных критериев, которые характеризуют человека, раскрывают его внутреннюю сущность, позволяют произвести оценку восприимчивости личности к внешнему негативному воздействию. Внешние объективные критерии, характеризующие индивидуальные особенности личности выражаются виде состояния здоровья, материального благополучия, состава семьи, возраста и т.д. Список в принципе своем не может быть закрытым, как и нельзя ограничить перечень обстоятельств, с помощью которых человек может себя проявить. Однако с точки зрения рациональности применения предложенной методики количество исследуемых критериев должно быть разумным и достаточным. Рассмотрение каждого объективного критерия в отдельности позволяет сделать оценку восприимчивости человека к негативному внешнему воздействию в рассматриваемой сфере. Совокупность же оценочных характеристик объективных критериев позволяет с определенной степенью вероятности предполагать вполне конкретную, выраженную в количественном выражении степень восприимчивости человека к внешнему отрицательному воздействию. Найденное значение определяет насколько сильно человек реагирует на направленное против него правонарушение, какая часть силы общественной опасности будет воздействовать на личность, а какая часть не достигнет цели и будет отражена.

В конечном итоге величина морального вреда, а значит и размер его компенсации выраженного в виде нравственных страданий может быть оценен при рассмотрении в совокупности двух составляющих, а именно: силы внешнего воздействия с одной стороны и степени восприимчивости человека к негативному внешнему воздействию с другой.


Заключение

В мире права человека стали своеобразным идеалом свободы, получили общепризнанный характер и закреплены международных документах, внутригосударственных конституционных и иных законодательных актах. Юридическое закрепление прав человека порождает обязанность государства по их обеспечению.

Правильное отражение обязанностей государства в действующем отраслевом законодательстве будет содействовать высокому уровню обеспеченности гарантированности прав и свобод человека.

Современное российское общество наконец осознало необходимость и ценность неотъемлемых прав человека, но еще не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. По этому неотложная задача состоит в усилении гарантий обеспечении прав и свобод. Поиск юридических механизмов защиты прав челн века обусловил создание института компенсации морального врем как одной из значимых правовых гарантий прав человека.

Сегодня совершенно очевидно, что научная мысль в гуманитарной области изменила направление, повернув его в практическую плоскость создания необходимых гарантий и механизмов для реализации защиты человека как высшей социальной ценности. В этом плане исследуемая проблема ответственности за моральный вред представляет собой важнейший институт права, усиливающий гарантии реализации обязанности государства — обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Проведенное исследование, вобрало в себя несколько основных этапов, посвященных вопросам компенсации морального вреда. Для выяснения объективно сложившейся ситуации в этом вопросе необходим анализ основных этапов становления института компенсации морального.

1. В российском законодательстве дано усеченное понятие «морального вреда», которое трактуется как нравственные и физические страдания, претерпеваемые личностью в результате правонарушения.

Предлагается понимать под моральным вредом в виде нравственных страданий – «вред, причиненный сознанию человека, сложившегося в процессе общественного бытия, результатом которого являются переживания из-за того, что он претерпевает действия, противоречащие его представлениям о том, какими они должны быть».

2. При причинении физического вреда могут не возникнуть физические страдания. Они возможны лишь в случае наличия отрицательных физических ощущений. Поэтому, понятия физический вред и физические страдания не совпадают. Из этого можно предположить, что наличие физического вреда (то есть нарушения нормального протекания психофизиологических процессов организма), не всегда влекут за собой моральный вред.

3. Человек, лишившийся какого-либо имущества или терпящий убытки в результате совершенного правонарушения, может страдать от осознания напрасности усилий, приложенных для приобретения этого имущества или лишения возможности приобретения благ имущественного и неимущественного характера. Исходя из позиции, что нарушение имущественных прав напрямую ущемляют нематериальные блага человека, предлагается возможность компенсации морального вреда вне зависимости от основания его возникновения. Для этого из ст. 1099 ГК РФ необходимо исключить ч.2. устанавливающую ограничение в части имущественных прав.

4. Назрела необходимость введения в действующее законодательство не только денежной, но и иных форм компенсации морального вреда. Ст. 1101 ГК РФ возможно дополнить ч.1-1 в следующей редакции: «Компенсация морального может осуществляется в денежной либо иной форме удовлетворяющей интересы потерпевшего, если виновный и потерпевший не возражает против такой формы возмещения морального вреда».