Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Омск, 2008 Рецензенты: Костенко С. В., ведущий методист департамента образования Администрации города Омска; Виноградченко Н. Н., методист нмо фгоу спо омкпт (стр. 2 из 9)

№ п/п

Сочетание форм работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К – Ие – К К – Ие(+Ид) – К К – Ид – К К – Ге – Ие – Ге – К К – Ге – Ие(+Ид) – Ге – К К – Ге – Ид – Ге – К К – Гд – Ие – Гд – К К – Гд – Ие(+Ид) – Гд – К К – Гд – Ид – Гд - к

К – коллективная работа, Ге – групповая (в парах, четверках, рядах) единая работа, Гд – групповая дифференцированная работа, Ие – индивидуальная единая работа, Ие(+Ид) – возможна и индивидуальная дифференцированная работа, Ид – индивидуальная дифференцированная работа.

В своей работе С.Г. Манвелов рассматривает следующие типы занятий с элементами игр: театрализованное занятие, занятие – соревнование, занятие с дидактической игрой, занятие – деловая игра, занятие – ролевая игра. Рассмотрим некоторые особенности таких занятий.

Театрализованное занятие. Проведение такого типа занятий связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении или обобщении программного материала. Театрализованные занятия привлекательны тем, что вносят в студенческие будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют студентам проявить инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Как правило, театрализованные занятия разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.

При подготовке таких занятий даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становится результатом коллективной деятельности студентов и преподавателя. Здесь, равно как и на самом театрализованном занятии, складывается демократичный тип отношений, когда преподаватель передает студентам не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном занятии требует от студентов серьезных усилий в работе над учебником, первоисточником, научно-популярной литературой, при изучении соответствующих исторических сведений, что, в конечном счете, вызывает у них интерес к знаниям.

Непосредственно на самом занятии преподаватель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления.

Занятие – соревнования. Основу занятия – соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решения чередующихся заданий, предложенных преподавателем.

Форма проведения таких занятий самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн ринг», «Поле чудес», «Аукцион», «Самый умный» и др.

В организации и проведении занятий – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного занятия эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.

Занятие с дидактической игрой. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на занятии, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения студентов в процессе игры, создается рабочая обстановка на занятии. Поэтому их разработка ведется с учетом цели занятия и возможностей студентов. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений студентов управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности студентов, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Преподаватель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизируя ее ход, поддерживает интерес к ней.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Характерной особенностью занятия с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов занятия.

Занятие – деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках занятий чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:

- обоснование требований к проведению игры;

- составление плана ее разработки;

- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

- подбор необходимой информации, средства обучения, создающих игровую обстановку;

- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный набор и оформление дидактических материалов;

- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение её имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического

материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

Занятие – ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Занятия – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, занятия-суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:

- подготовительный;

- игровой;

- заключительный;

- анализ результатов.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.

Организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; подготовка сообщения; изготовление наглядных пособий; консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе и результатах ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитаций, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели.