Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального (стр. 2 из 17)

Структура философии:

- онтология;

- гносеология;

- аксиология;

- праксеология.

Онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека;

Гносеология – теория познания мира, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истинны;

Аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;

Праксеология – философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем как субъекта общественных отношений и социальных изменений.

Мировоззренческие темы размышлений:

- бытие;

- познание;

- ценность;

- социальное действие.

В современных работах выделяют следующие фрагменты философии:

- социальная философия;

- антропология;

- философия политики;

- философия экономики;

- философия любви.

3. Философия Древнего Востока

«Древний Восток» хронологически определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временный промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н.э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н.э. (падение Ханьской династии в Китае).

Существуют две крайние точки зрения по Древнему Востоку:

- Индия и Китай не создали настоящей философии, не «доросли» до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении.

- Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока не поднялся.

Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом – «Восток»- и противопоставлены «Западу». В действительности следует говорить о трех очагах моровой философской мысли: Запад, Индия, Китай.

Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его. Миф-предание оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, художественным и познавательным горизонтом, в котором происходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему медицина и техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философскими понятиями, а философия – весьма натуралистическими образами.

Наличия развитой, проникнутой философским духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Философия становится философией, лишь выработав свой - отличный как от мифа, так и от науки – способ и язык осмысления действительности.

Начинается философия в Древнем Востоке как комментарий: В Китае – к «И-цзин» (Канон перемен); в Индии – к Ведам (Упанишады).

Этапы и источники древнеиндийской философии:

- веды – свод религиозных гимнов, поучений. (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа);

- эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата»;

- сутры – краткие суммирующие трактаты;

- рита – закон космической эволюции и порядка;

- пракрита – нерасчлененное материальное состояние;

- пируша – чистое сознание;

- майя – сновидение, природа бытия;

- медитация – техника сосредоточенного созерцания;

- манас – собственное сознание, накопленное человеком;

- сансара – признание вечности и неуничтожимости души;

- ахимса – непричинение вреда, неубиение;

- мокша – освобождение от обязанностей эволюционного развития;

- законы кармы;

- буддизм. Основатель Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. Просветленным. Четыре благородные истинны: рождение – страдание; причина – жажда наслаждения; уничтожение страдания – полное бесследное уничтожение жажды, освобождение от нее; уничтожение самой жажды удовольствий, жажды могущества, жажды обладания. Нирвана – Великое Освобождение.

Характерные черты китайского мировосприятия:

- циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека;

- считали себя единственными носителями культуры;

- понятие Центра, срединности, существование некой идеальной точки, равноудаленной от всех границ культурной ойкумены (пространство, заселенное людьми);

- культивируемые качества – покой и недеяние;

- «общежитийность» - ориентированность не социальные вопросы;

- антропоцентричное мировоззрение – сориентировано на человека;

- человек является сгустком трех видов космической энергии: «цзин» - частички, созидающие физическое тело человека; «ци» - всепронизывающая материально-духовная энергия, жизненная сила; «шень» - духовная энергия.

- «И-цзинь» (Канон перемен). Солнце, Небо, свет, сухость, вершина ассоциировалась с активным мужским началом ЯН, а Луна, Земля, темнота, влажность, низменность – с пассивным женским началом – ИНЬ;

- даосизм. Основатель Лао-цзы. Дао – это первичное творческое начало мира, источник и причина его возникновения; - это единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянииэ;

- у-вей – принцип естественности, недеяния;

- конфуцианство. Основатель Конфуций. Человек рассматривался как исполнитель социальной функции – выполнение своей социальной роли, исполнение ритуала; золотое правило звучит: «Не делайте другим того, чего себе не пожелаете»; принцип сдерживания себя; управление на принципе «бадао» - добродетели.

4. Античная философия

На самой ранней стадии человеческой культуры, связанной с так называемым «мифологическим типом мышления», в основе мироощущения практически всех древних народов лежала идеалистическая по своему характеру установка на «одушевление» объектов материального мира, на придание им свойственных самому человеку психологических свойств.

Древнегреческий мыслитель Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) высказал идею, что все происходит из воды и в воду же обращается. Это естественное начало оказывается единой основой всех вещей, носителем всех изменений и превращений.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-после 547 до н.э.) усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит «беспредельное»). Другой древнегреческий философ Анаксимен (ок. 585-ок. 525 до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух.

Сложное переплетение мифологических и стихийно-материалистических тенденций на раннем этапе становления философии выявилось прежде всего в том, что до определенного момента (до Сократа) человеческая мысль еще не знала четкого противопоставления материализма и идеализма. Относительно этого раннего этапа речь может идти лишь о преобладании материалистических или идеалистических тенденций.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.). Все существующее, учил он, постоянно переходит из одного состояния в другое: «все течет, все изменяется»; «в одну и ту же реку нельзя войти дважды…»; в мире нет ничего неподвижного. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Идея непрерывного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму Кратила (V в.до н.э.), говорившего, что в одну и ту же реку нельзя войти не только дважды, но и один раз.

Элеаты Ксенофан (ок. 570-478 до н.э.), Парменид (конец VI – V в. до н.э.), Зенон (середина V в. до н.э.) сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости. По мимо неустойчивого чувственного мира существует мир единого и неподвижного бытия, который открыт чистому мышлению и является истинным бытием.

Материалистическая тенденция была впервые философски обоснована в анатомическом учении Левкиппа и особенно – Демокрита (ок. 460 до н.э.). Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших невидимых, неделимых частичек – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы и пустота – единственная реальность; соединения атомов образуют все многообразие природы, в том числе и человеческую, душу. Таким образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, утверждая единую универсальную природу материи и мышления.

Атомическое учение Демокрита, в котором были вскрыты внутренние причины вечного движения материи, получило свое дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 до н.э.). Движение атомов, говорил Эпикур, обусловлено их внутренним свойством – тяжестью. Еще более важной является, по его мнению, способность атомов самопроизвольно отклоняться при движении от прямой линии. Самоотклонение атомов – это тот минимум свободы в природе, без которого немыслимо не только объяснение случайных явлений, но и свободы действий людей. Разумное использование предоставленной человеку свободы заключается в достижении физического здоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души. Средство – философские размышления.

Материалистические идеи Демокрита и Эпикура были развиты впоследствии древнеримским мыслителем Титом Лукрецием Каром (ок. 99-55 до н.э.). Вселенная бесконечна во времени и пространстве, хотя входящие в нее миры, в том числе и Земля, временны, как и все, состоящие из частиц. Однако жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Критиковал идеалистически-религиозное учение о бессмертии человеческой души. Ему принадлежит высказывание: «Ничто не возникает из ничего».

Высоко оценивая стихийных материализм древних, нельзя не заметить, что элементы идеалистических построений встречаются и в философии Демокрита, и в философии Эпикура, и в философии Лукреция.

В борьбе с материалистическим мировоззрением формировался философский идеализм. Родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма был Платон (427-347 до н.э.).