Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального (стр. 3 из 17)

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи – это идеальные образы – образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Мир идей – божественное царство, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находится в человеческом теле, как узник в темнице, она «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, поэтому для познания истины необходимо «закрыть глаза и заткнуть уши» и довериться вспоминающей о своем божественном прошлом души.

Одной из вершин философской мысли Древней Греции в этом отношении являются творения Аристотеля (384-322 до н.э.), его воззрения содержат как глубокие материалистические и диалектические идеи, так и элементы идеализма. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Сама по себе материя пассивна. Основным двигателем мира является сам Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и одновременно вершина мироздания. Аристотель – основатель формальной логики, так же как Платон – основоположник логики диалектической.

5. Средневековая философия

Средневековье само по себе противоречиво: религиозный фанатизм и отрицание ценностей земной жизни сосуществовали с духом свободы, любви, терпимости, уважения к личности. «Средние века» - 12 столетий, находящихся между древним миром и Новым временем. В Европе с 476 г. V века до XIV-XV вв. Для средних веков характерны отношения феодального типа.

Своеобразие – тесная связь с религией. Церковная догма – основа философского мышления; философия пользовалась религиозным понятийным аппаратом; любая философская концепция приводилась в соответствие с учением Церкви. Средневековая европейская философия непосредственно связана с такой мировой религией как христианство.

Теология – богословие – систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией.

Черты Средневековой философии:

- ретроспективность;

- традиционализм;

- дидактизм (учительство, назидательность).

  1. «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее: самый древний документ Библия. Задача философии расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена;
  2. исключалась субъективность из творческого процесса, философ должен был придерживаться установленного образца, канона. Отсутствовало понятие плагиата; произведения были безымянными. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов;
  3. философы были проповедниками или преподавателями богословских школ, отсюда Средневековая философия получила название схоластика – (от греч. shole- логический прием обоснования).

Креационизм (от лат. creation – сотворение) – мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего. Августин Блаженный (345-430) идея о тождестве веры и знания, «верю, чтобы понимать».Фома Аквинский (1225-1274) вера не только не противоречит разуму, но и помогает в его познавательной деятельности. Немало споров средневековые философы вели о степени познаваемости сотворенного мира, борьба двух школ – реализма (от лат. realis – реальный, действенный) и номинализма (от лат. nomen – имя, наименование). Это был спор о соотношении чувственного и рационального уровней познания, о соотношении единичного и общего.

6. Философия эпохи Возрождения

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI- нач. XVII вв. Противостоит всей системе средневековой философии. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения: Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан. Эпоха Возрождения – это эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов.

Секуляризация – освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии. Николай Кузанский (1401 – 1464) утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум) как бы уподоблялся богу.

Для новой философской культуры были характерны:

  1. антисхоластический характер;
  2. пантеизм как главный принцип мировоззрения;
  3. антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержания. Появился новый жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

Иерархическое представление мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Сам человек считался прекрасным и возвышенным, таковыми были не только душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

7. Европейская философия XVII-XIX веков

Философия Нового времени – смена феодального общества буржуазным, 1609 г. первая буржуазная революция в Европе – программное выражение нового мировоззрения, в котором главной ценностью является человек, его личные качества и достоинства. Проблема научного или духовного прогресса. Новое понимание задач философии и науки – наука для увеличения власти над Природой. На первый план выходят проблемы теории познания (гносеология), в частности: что пролагает дорогу к истине – ощущения или разум, интуиция или логика?

Фрэнсис Бэкон считал основной задачей философии конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. Автор известного афоризма: «Знание – сила». Основной метод – индукция, которая опирается на опыт и эксперимент, методика анализа и обобщения чувственных данных. Учение об «идолах» или признаках познания. Препятствия на пути познания – предрассудки, аллегорически Бэкон называл их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Средство преодоления «идолов» - обращение к опыту и обработка данных научными методами. Три пути познания: «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы».

Томас Гоббс главной целью познания является выяснение причин того или иного процесса. Познание начинается с чувственности – «фантомы (призраки)», люди обозначают их знаками. Виды знаков: сигналы, метки, естественные знаки, произвольные знаки, знаки и роли меток – слова, знаки знаков, или имена имен – универсалии. Тезис о «естественном состоянии государства», при котором люди вредят себе в силу необузданных страстей. Общество – совместный договор. Три вида государственной власти: демократия, аристократия, монархия (наилучшая форма).

Рене Декарт создал учение о бытии: субстанции, атрибутах и модусах. Субстанция – всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя (Бог). Мир состоит из двух родов субстанций: духовные (признак – неделимость; атрибут – коренное свойство - мышление) и материальные (делимость до бесконечности; - протяженность). Остальные атрибуты – модусы. В человеке: протяженная (телесная) субстанция и мыслящая (духовная). Предрасположенность ума к некоторым заблуждениям – врожденные идеи. Начало процесса познания – сомнение. Его афоризм: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт был родоначальником рационализма. Метод – дедукция – рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящие из цепи также достоверных логических выводов.

Бенедикт (Барух) Спиноза учение о субстанции. Истинная только одна субстанция – Бог. Обладает существенными свойствами: она в полной мере существует; свойства самостоятельности и независимости; внутренняя причина самой себя; бесконечность; является вечной. Пантеизм – растворение Бога в Природе. Разработал понятие детерминизма. В области познания три ступени: наивысшая связана с разумом, вторая - рассуждения разума, третья – чувственное познание. Модус-человек рассматривается через принцип «свобода как познанная необходимость. Сторонник демократии.

Готфрид Лейбниц автор учения о монадах – множественных субстанциях. Монада проста и неделима. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в неисправной смене состояний. Монада наделена восприятием, представлением, стремлением и влечением. В теории познания Лейбниц предпринял попытку найти компромисс между рационализмом и эмпиризмом. Его метод – сплав интуиции с формально-логическим рационализмом. Все знания он делит на два вида: истины разума и истины факта, для проверки истин факта необходимо опираться на закон достаточного основания – вводит в гносеологию категорию вероятности для оценки знаний. Критерий истинности – закон противоречия. Панлогизм – теория о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развития природы и общества осуществлением логической деятельности Мирового Разума.