Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального (стр. 4 из 17)

Классический (немецкий) период в философии Нового времени.

Лессинг (1729-1781) реформа эстетического творчества. Центральное место в искусстве должен занять человек, его судьба, переживания, страсти, проблемы. Трагедийность существования отдельной личности.

Гете (1749-1832) считал, что природа творит новые формы и тем самым движется. Человек – природное существо, наделенное чувствами, способное к познанию и творчеству. Историческое развитие – процесс циклический, в котором повторяются заблуждения и подвиги, достижения и преступления.

Иммануил Кант (1724-1804) критика чистого разума: познающему субъекту присущи: чувственность, рассудок и разум. Чистый разум стремится проникнуть в непознаваемый мир «вещей в себе», что приводит его к противоречиям, к иллюзиям. Задача разума достижение абсолютной целостности в понятиях рассудка, овладение «трансцендентальными идеями», которые не соприкасаются с чувственным опытом. Мораль (практическая философия) не может быть теоретически обоснована, она покоится на вере. Главный нравственный закон – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Человека человеком делают не знания, а поступки. Свобода – есть право повиноваться тем законам, с которыми человек согласен. Равенство – право признавать высшим, главным того, кто подчиняется, безусловно диктуемому всем остальным гражданам.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) исходным пунктом своей философии делает понятие человеческого Я, единственная реальность, творящая мир, созидающая все. Отдельный человек слаб, так как он не в состоянии осознать в самом себе мощь Абсолютного Я. То, что он видит вокруг, кажется ему внешним и независимым от него состоянием. Он не понимает того, что сам сотворил своим собственным сознанием. Цель общественного развития – обеспечение свободы. Свобода реализуется в его внутреннем мире, а во внешнем властвует право.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) считал, что история человечества имеет свою цель – это свобода. Дополнил учения Канта и Фихте учением о природе. «Природа – это различные ступени развития одной и той же абсолютной организации».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831). Принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея автономна от человека, истории и природы, это процесс самопознания Абсолютного духа. Человеческая история способна к совершенствованию и прогрессу. Философия – есть итог развития культуры.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872). Антропологический принцип – основа сущности человека, проявляется в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях, любви, страданиях и стремлении к счастью. Нет никакого иного источника познания, кроме материальной природы. Эгоизм – это «любовь к человеческому существу». Но счастье невозможно, если достигается за счет других. Поэтому добродетельным будет эгоизм, согласованный с альтруизмом – бескорыстная забота о благе других, даже в ущерб личным интересам. Основное человеческое качество – любовь.

Карл Генрих Маркс (1818-1883). Проблема отчуждения личности в обществе. Общество представляет собой совокупность различных форм совместной деятельности людей, и прежде всего трудовой деятельности. Цель человеческого развития – свобода, свобода каждого, а «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Общественно-экономическая формация, это философская категория, а не историческая. Человек занимает центральное место в системе, он выступает как субъект исторического действия. Когда индивид достигает в этих условиях самопознания, постигнет свою социальную роль в истории, то он становится личностью.

8. Современная философия

Иррационализм Артура Шопенгауэра (1788-1860). Жизнь, по его мнению, полна страданий и воплощается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием. «Человек доходит до состояния добровольного отречения…истинной безмятежности и совершенного отсутствия желаний». Преодолевая индивидуальное, усмиряется воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа.

Направление иррационализма - «Философия жизни». Представители Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель. Культ силы, сведение источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсолютного освобождения индивида, к формированию идей «сверхчеловека».

Психоанализ З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856-1939) основатель психоанализа, использовал метод свободных ассоциаций. Приоритет отдавал сексуальному в сфере бессознательного, которое является источником мотивационного поведения личности. «Либидо» - психосексуальная энергия, определенная как сила, «которая может измерять все процессы и превращения в области сексуального влечения».

Природа человека определяется: инстинктом к смерти (Танатос) и инстинктом к жизни (Эрос).

Неофрейдизм, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961). Коллективные бессознательные архетипы – психический регулятор инстинктов, главный формообразующий элемент восприятия мира, результат спонтанного порождения образов, общих для всех времен и народов.

Философия экзистенциализма. Основатель К. Ясперс. Категория «экзистенция» - существование. Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях (основные ситуации нашего существования). Экзистенция действительна лишь как свобода. «Я есть, пока я выбираю», - такова позиция Ясперса.

Ж-П. Сартр (1905-1980). Реальность обладает двойственностью бытия: это «бытие в себе» - грубый, неоформленный мир, независимый от человеческой реальности; это бытие «для себя» заключается в том, что оно себя создает посредством непрерывного своего отрицания. Основой этого отрицания является «ничто», которое и есть единственный способ его существования. «Человек есть ничто», «Человек свободен именно потому, что у него нет «природы», которая могла бы предопределить способы его поведения и жизнедеятельности.

9. Понятие бытие и небытие

Понятие бытие имеет универсальный характер. Представление о бытии человек впитывает в себя из непосредственного окружения, литературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». Вопрос о смысле человеческого бытия – это, по сути дела, вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек.

Понятие бытия является одной из основных категорий философии. Материя, Бог, сознание, действие – все определяется через понятие бытия. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, мир в целом, знание о мире и его составляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом.

Парменид придерживался абстрактного понимания бытия. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли не найти. Бытие есть, небытия нет.

Для Демокрита же реально сущим оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых.

Платон противопоставил истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Бытие – источник любой положительной реальности, бытие – это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности они низводят в мир благо.

Для Аристотеля бытие вообще – это бытие в возможности, бытие в действительности – всегда бытие чего-то, а не просто бытие.

В средневековье бытие отождествлялось с Богом, главным было суждение: «Бог есть само бытие».

В Новое время проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактическое существование (Ф. Бэккон, Т. Гоббс, Дж. Локк); строится система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза).

Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, потенциально, их взаимные переходы – это становление.

Технократические тенденции разъединили природу и человека, философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон).

В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. А. Шопенгауэр утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится, то таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собственное представление. В экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр) главный акцент делается на бытии человека, они «очеловечивают» проблему бытия.

Русские космисты – идея о цельности всех слоев бытия, необходимость единения людей не на социально-экономической или идеологической основе, а на экологической.

10. Понятие материи

В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях конечную основу многообразных вещей и явлений – субстанцию. Так поиск общего конкретного начала пытались свести: Фалес – к воде; Анаксимен – к воздуху; Гераклит – к огню. Эмпедокл считал четыре элемента – огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор – «семена» всевозможных веществ – гомеомерия. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций – учение об атомах.