Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального (стр. 6 из 17)

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. Признаки предметов анализируются, выделяются существенные. Образование понятия – процесс рефлексивный. Рефлексия – существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании его собственных форм и предпосылок.

Если с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущественным. Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлективности. Судить о чем-либо – значит не только указывать на принадлежность или непринадлежность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры. Это отношение либо подразумевается, либо явно выражается с помощью различного рода оценочных предикатов: «истинно», «ложно», «необходимо», «возможно», «хорошо», «плохо», «запрещено», «правильно». Любое знание можно подвести под такой предикат, как критерий оценки.

Истинна – есть соответствие мыслей действительности (Платон и Аристотель).

В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключение.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторонами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческого разума. Не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального был предметом оживленных дискуссий между представителям различных философских школ. Сенсуалисты (Гоббс, Локк) утверждали: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Лейбниц (рационалист) добавил: «Кроме самого разума». Тем самым от отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности.

14. Факт, проблема, гипотеза, теория

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза и программа.

В обычном смысле слово «факт» (от лат. factum –сделанное, свершившиеся) является синонимом слова «истина», «событие», «результат». Как категория методологии науки факт – это достоверное знание о единичном. Наука начинается с фактов. Становление факта – длительный и, как правило, противоречивый процесс, требующий использования специально выработанных и проверенных методов: статистические, наблюдение, эксперимент и т.д. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях.

Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Положения теории отображают определенные существенные связи действительности в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт – с помощью единичного.

Теории разделяются по различным основаниям.

  1. Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, биологические, социальные и прочие теории.
  2. С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории (характерны для опытных наук, вероятностные формы выводов – аналогия, редукция, индукция).
  3. С точки зрения глубины проникновения в сущность изучаемых явлений теории делятся на феноменологические и эссенциальные. Феноменологические используют близкие к опыту понятия, не выходят за рамки явлений. Эссенциальные отображают внутренние механизмы изучаемых процессов. Делятся на теории простых и сложных систем. Простые отличаются однородностью, линейностью, устойчивостью протекающих процессов. Сложные имеют неоднородный, нелинейный, неустойчивый и необратимый характер, поведение такой системы зависит от случайных факторов и поэтому характеризуется неоднородностью и непредсказуемостью.
  4. Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Завершенная теория представляет собой окончательную знаковую модель некоторого целостного фрагмента реальности с точно установленными границами. Положения завершенной теории – научные законы как достоверные высказывания о сущности познаваемых процессов. Незавершенная теория является вариационной, во многом гипотетической знаковой моделью, границы носят открытый характер, отсутствуют представления о предметах, к которым она неприменима.

В развитой науке теория и факт – соотносимые понятия. Наличие одного из них немыслимо без наличия другого.

По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций, важнейшими из которых являются

- описательная;

- объяснительная;

- предсказательная.

Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие является источником дальнейшего развития знания, его совершенствования. Прежде всего, оно приводит к постановке новых проблем в науке.

Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают тк или иную вероятность истинности гипотезы.

Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают прежде всего подтверждение и доказательство.

15. Научная картина мира

Наука – форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.

Понятие науки включает:

- научное исследование;

- научное знание.

Далеко не всякое знание является научным. Имеются многообразные формы ненаучного знания – мифическое, художественное, бытовое.

Характеристики науки:

- истинность и обоснованность. Основой научного знание обыденное, или здравый смысл, формирующий как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру;

- системность. Результат процедуры систематизации – наличие основания и обоснования, непременно сопутствующей совершенствованию научного знания. Формы систематизации: доказательство, классификация, аксиоматизация;

- направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов. Сопоставление возможных оснований при принятии решений, выбор из них наиболее эффективных связаны с движением к сущности;

- опережение практики. Знание законов, которым подчиняется жизнь объекта, позволяет рассматривать его возможные, в частности, будущие состояния, отсутствующие в нынешней практике. Настоящий ученый всегда опережает свое время;

- специфический язык науки. Научная терминология.

Научное знание дифференцировано на знание естественнонаучное и знание гуманитарное (науки об обществе и человеке).

16. Проблема человека и философии и науке

Вопрос о том, что такое человек, восходит к глубокой древности и является специфическим выражением основного вопроса философии, который в религии к тому же приобрел в свое время особую остроту в связи с идеей сотворения человека Богом.

Человек, его стремление раскрыть и усовершенствовать человеческую сущность, улучшить жизнь человека посредством рационального овладения силами природы становятся отправной точкой и объектом всей последующей европейской и общемировой культуры. Древнегреческую культуру и ее наследницу – древнеримскую с полным основанием именуют гуманистической.

Мыслители античности связывали природу человека с обществом, указывая на разумность, социальность, человечность, как характерные черты людей.

Конфуций в своей концепции человека указывает на гуманность как наиболее характерное проявление общественной природы человека. Аристотель определяет сущность человека сравнительно с животными через социальную, обшественно-политическую деятельность в государстве как деятельности души, руководствующейся разумом. По его мнению: «Человек и есть в первую очередь ум». Человек, по мнению Аристотеля, существо общественное, политическое, и вне государства он уподобляется либо животным, либо божеству.

Протагор высказал тезис: «Человек – мера всех вещей», которая стала основой гуманистической позицией.