УО «ОРШАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Методические рекомендации
по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-49 01 02 «Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Орша 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………...4
личность…………………………………………………………………….35
Контрольные задания………………………………………………………58
Варианты заданий для контрольной работы………………………………62
Список литературы…………………………………………………………..64
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рекомендации подготовлены для выполнения домашней контрольной работы учащимися 1 (первого) курса 2-го семестра уровня среднего специального образования по специальности 2-49 01 02 «Технология хранения и переработки животного сырья», направление специальности 2-49 01 02-01 «Технология хранения и переработки животного сырья (мясо и мясные продукты)», квалификации «Техник-технолог» по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук».
В методических рекомендациях учащимся предлагается краткий теоретический материал по курсу «Основы социально-гуманитарных наук», предлагаются вопросы для выполнения контрольной работы.
Учащийся выполняет свой вариант задания по своему шифру. Задания приведены в таблице.
Контрольная работа выполняется учащимся в тетради объемом не менее 16 рукописных страниц. На титульном листе работы указывается наименование работы «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА», учащегося, отделение, курса, группы, Ф.И.О., специальность и дисциплина
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
учащегося(ейся) заочного отделения
отделения _____курса группы №_______ _____________________________________ _____________________________________
Ф.И.О. учащегося___________шифр учащегося_______
специальность «Технология хранения и
переработки животного сырья
(мясо и мясные продукты)»
по дисциплине_______________________________
_____________________________________
_____________________________________
В конце работы приводится список, используемой литературы. Ставится дата выполнения работы и подпись учащегося с расшифровкой.
1. Что такое философия
Приступая к изучению философии, мы попадаем в царство теоретически мыслящего разума, веками накопленной мудрости. Испокон веков под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской и иных форм знания, а также от религиозно-мифологического понимания мира. Философы пытались осмыслить основания бытия, способы познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни. Все это было необходимо для понимания смысла и целей жизни человека.
Динамизм нашего времени не имеет прецедентов во всемирной истории. Необычайная глубина и многообразие преобразований охватывают все сферы жизни современного человечества. И как бы в такт с социальными событиями неуклонно возрастает динамизм духовной жизни человечества и каждого человека. Культура в целом, наука и техника с их гигантскими достижениями и общественная жизнь с ее преобразованиями и коллизиями требуют от людей повышенного напряжения всех их духовных возможностей – обостренного чувства ответственности, возвышения нравственных начал, обретения широкого кругозора и глубоких знаний.
Философия – «любовь к софии», что переводится «любовь к мудрости».
По Платону, наиболее адекватный перевод «любовь к истине». Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Философия – это как бы страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привлекательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире.
Именно с появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное (от греч. reflexio – размышляю, оцениваю), а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром.
На протяжении тысячелетий менялось содержание философии и внешние формы ее выражения.
Предмет философии – это область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия:
- над самой действительностью;
- над ее смыслом;
- целью и формами;
- над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Специфическая особенность предмета философии – невозможность его локализации.
В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека, познающего, преобразующего и творящего или опротестовывающего божественную идею.
Философия особая научная дисциплина, специфический тип мышления, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Благодаря философии человек:
- разумно обосновывает свое место в потоке бытия;
- находит смысл жизни;
- определяет историческое предназначение;
- приобретает личную свободу;
- познает суть окружающего мира.
У философии есть свое предназначение – ее изучение доставляет интеллектуальное, эстетическое, нравственное наслаждение, воспитывает чувство гражданственности.
2. Структура философского знания
В содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – «мир», «человек», «человек-мир». Ими образуется специфика предмета философии как формы общественного сознания. Философия – это исторически изменяющая система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.