Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Апрел ь (стр. 3 из 10)

Международный день детской книги отмечается ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, которому в 2002 году исполнится 202 года со дня рождения (1805-1875).
Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги. Проводят утренники, конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. Программы яркие, развлекательные, запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов королём праздника считается Андерсен.

- Абросимова,А.А. По следам Бильбо Бэггинса: литературная игра по сказке Дж. Толкиена / А.А. Абросимова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1.

- Бердникова,И. А. Путешествие по «книжной Вселенной»: Международный день детской книги: сценарий / И.А. Бердникова // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №3. – с. 38 – 48.

- Власова,Е.Ю. С Алисой по Стране чудес: сценарий праздника с викторинами и конкурсами по книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» / Е.Ю. Власова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1.

- Головко,С.И. Книги имеют свою судьбу: сценарий заседания клуба книжных открытий / С.И. Головко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №12.

- Дарсалямова,А.И. Царство басни: игра-путешествие по творчеству И.А. Крылова / А.И. Дарсалямова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1.

- Делимарская,Т.В. Мудрецы советуют: подборка афоризмов, изречений известных людей о чтении / Т.В. Делимарская // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1.

- Знаменщикова,О.Ю. Мир открывает тайны, или Следствие ведет библиограф: конкурсная программа Дня библиографии / О.Ю. Знаменщикова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №2.

- Казанцева,И.Л. Пушкиниана: литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина / И.Л. Казанцева // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1.

- Просекова,О.А. Уральское чудо: серия литературных игр по сказкам П.П. Бажова / О.А. Просекова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1.

- Сидорова,М.Ф. Остров сокровищ: игра-путешествие / М.Ф. Сидорова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №2.

- Фененко,Е.В. Куда спешат?: театрализованный праздник открытия Недели детской книги / Е.В. Фененко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №1.

4 красавіка – 450 год з дня нараджэння Сапегі Льва (1557-1633), дзяржаўнага і грамадскага дзеяча ВКЛ

- Баршчэўскі Л. Леў Сапега - шылераускі герой / Л. Баршчэўскі // Спадчына. - 1995. - №3 - с.57.

- Грыцкевіч А.Леў Сапега / А. Грыцкевіч // 63.3(4Беи) Славутыя імены бацькаўшчыны. Вып.1.-Мн.,2000. - с.100-114. Чз

- Доўнар,Т. Леў Іванавіч Сапега (1557 - 1633) дзяржаўны дзеяч, мысліцель, законатворца, суддзя / Т. Доўнар // Юстыцыя Беларусі = Юстиция Беларуси. - 2003. - N3. - С.10-12.

- Славутыя імены Бацькаўшчыны / Уклад.У.А.Гілеп і інш.- Мн. : Бел. фонд культуры, 2000. 63.3(4Беи). Чз 3

- Падокшын,С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С.А. Падокшын.- Мн. : Беларуская навука, 2003. 63.3(4Беи)4 Чз

- 63.3(4Беи)4 Саверчанка,И.В. Канцлер Вялікага княства: Леў Сапега / И.В. Саверчанка. - Мн.,1992. А 3 5

- Шалькевіч,В.Ф. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусi / В.Ф. Шалькевіч. - Мн. : Маладзежнае навуковае суполніцтва, 2002. 66.1(4Беи)

- Чаропка,В. Лёсы ў гісторыі / В.Чаропка. - Мн. : Беларусь, 2005. 63.3(4Беи)

4 апреля – 75 лет со дня рождения Тарковского Андрея Арсеньевича (1932-1986), русского кинорежиссера

Русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Родился 4 апреля 1932 в селе Завражье Ивановской обл. в семье поэта А.А.Тарковского. В 1951–1952 учился в Московском институте востоковедения, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, выезжал в геологическую экспедицию в Туруханский край. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма – в той же группе учился В.Шукшин). В 1960 защитил диплом короткометражной картиной «Каток и скрипка» (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке) – уже в этой лирической новелле о маленьком музыканте и его взрослом друге Тарковский продемонстрировал незаурядное владение языком кинематографа.

С 1961 Тарковский – режиссер киностудии «Мосфильм». Его полнометражным дебютом стал фильм «Иваново детство" (по мотивам рассказа В.О.Богомолова «Иван»). Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н.Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино (Гран-при МКФ в Венеции, 1962; приз МКФ в Сан-Франциско, 1962; ряд других призов). При очевидном тяготении к стилистике Р.Брессона и А.Куросавы молодой русский режиссер обнаруживал талант самоценного, оригинально мыслящего художника.

Тогда же режиссер приступил к работе над картиной об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А.Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. В 1966 «Андрей Рублев» (Страсти по Андрею) был завершен, но в прокат не вышел. В 1969 французская фирма, получившая права на зарубежный прокат фильма, с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана.

Вскоре его эстетическое и идейно-нравственное кредо нашло столь же яркое выражение и в жанре кинофантастики. В отличие от Рублева, герои философско-фантастической драмы «Солярис» (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, «божественной» духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская Троица равноправно уживается с музыкой И.С.Баха и картинами П.Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, «Солярис» получил еще и Приз Международного евангелического центра.

Высшим достижением Тарковского стал фильм «Зеркало» (1974), где его муза философско-поэтической рефлексии не сковывается рамками традиционного сюжета, а лишь находит нужный ей фрагмент в богатом наборе визуальных ассоциаций и воспоминаний художника – автора и героя. Примериваясь к новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит «Гамлета» в Театре Ленинского комсомола. (1977). Вышедший в 1979 «Сталкер» (по повести А. и Б.Стругацких Пикник на обочине; специальная премия экуменического жюри МКФ в Каннах, 1982) выглядел в некотором роде компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний «зона» могла быть намеком на кризис технократической (иначе – «капиталистической») цивилизации, в этом же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель (А.Солоницын) и профессор (Н.Гринько). В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР.

«Ностальгию» Тарковский снимал в Италии. В переживаниях главного героя, оторванного от родных корней писателя Горчакова (О.Янковский), практически «зеркально» отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. Будучи убежденным, что ни этот фильм, ни его дальнейшие работы не будут должным образом оценены в СССР, Тарковский принял решение остаться за границей. К сожалению, ни «Ностальгия», удостоенная «Гран-при» за режиссуру в Каннах (1984), ни снятое в Швеции «Жертвоприношение» (специальный приз жюри МКФ в Канне, 1986) – мессианская драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе, не открыли в творчестве Тарковского нового горизонта. Состояние душевной неприкаянности было усугублено тяжелым онкологическим заболеванием.

По значимости эстетического элемента в структуре фильма творческое наследие Тарковского сопоставимо с наследием С.М.Эйзенштейна. Он добился того, что особый, замедленный темп его произведений, насыщенность внутрикадрового пространства (пейзажи, портреты, обилие значимых деталей), актерские и авторские монологи, цветовые нюансы и другие выразительные средства киноязыка стали для зрителя заведомо важнее сюжетной интриги его фильмов. Важно, однако, что для Тарковского форма практически всегда являлась проекцией его авторской идеи. Роль его личности в истории отечественного кино уникальна: он остался героем высокого мифа о художнике-страстотерпце, режиссере-проповеднике, способном противостоять диктату государственной идеологии и коммерции даже в таком «индустриальном» виде искусства, как кинематограф. Умер Тарковский в Париже 29 декабря 1986.