5. Украшения и аксессуары. Обувь, головные уборы.
Вопрос 1
Проанализируйте исторические предпосылки возникновения античного костюма. Свобода и непринужденность античного костюма в сочетании с эстетическими принципами греков и римлян.
Вопрос 2
Вазовая живопись. Скульптура. Танагрские статуэтки. Этрусская живопись.
Вопрос 3
Особенности построения античного костюма. Способы наложения полотнища на тело. Искусство драпировки. Ткачество в Древней Греции и Риме. Этрусские (тосканские) ткани. Шерстяные ткани. Льняные ткани. Виссон. Шелк. Цвета греческой и, особенно, римской одежды, зависимость от обстоятельств и положения носителя.
Вопрос 4
Опишите виды античной одежды: экзомиду, хитон, пеплос, гиматий, хламиду, хлену, тогу. Сопоставьте данные виды. Найдите образцы скульптуры и живописи, демонстрирующие соответствующие костюмы. Выясните историю возникновения и эволюции тоги в Древнем Риме: связь с греческими традициями, эстетика формы тоги.
Вопрос 5
Обувь в Древней Греции и Древнем Риме. От чего зависит использование / неиспользование обуви. Сословные характеристики обуви в Древнем Риме. Головные уборы: шляпы, колпаки, венки (в Древнем Риме). Геммы. Перстни – особенности использования. Косметика.
Литература
1. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев – М. : Высш. шк., 2002. – 511с. – ISBN 5-06-004105-0.
2. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.
3. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.
4. Дмитриева, Н. А., Акимова, Л. И. Античное искусство: очерки / Н. А. Дмитриева, Л. И. Акимова – М., 1988.
5. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева – М. : «Искусство», 1985.
6. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.
7. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.
8. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.
9. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.
10. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.
11. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.
12. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.
13. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.
Тема 3. Греческий и римский театр. Костюм Византии
Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.
«Культура Византийской империи складывалась и развивалась под влиянием античной и эллинистической. Но становление этой культуры тесно связано с развитием новой религии – христианства. Коренным образом изменяется теперь и отношение к человеческому телу. По учению церкви, оно является вместилищем и источником греха, а не предметом любования и преклонения, как в античном мире. Искусство приобретает все большую отвлеченность и символичность. Человек изображается схематично, почти лишенным объемности, облаченным в одежды, имеющие орнаментальных характер. Вырабатываются некоторые стандарты изображений и трактовки одежды». (М.Н. Мерцалова «История костюма»)
План
1. а). Греческий театр:
– костюмы хора;
– костюмы актеров;
– костюмы актеров комедии, ранней и поздней;
– маски.
б). Римский театр:
– костюмы актеров, обувь;
– костюмы мимических актеров, костюмы танцовщиц, костюмы участников пантомимы;
– маски.
в). Античная драма в современных постановках.
2. Одежда Византии. Сословные различия. Мужской костюм. Женский костюм.
3. Одежда Византии. Ткани, орнаменты.
4. Прически, обувь, украшения.
Вопрос 1
Рекомендуется использовать сведения о современных постановках греческих и римских драм. Обратите внимание на древние трактаты о театре, в частности, работы Аристотеля. Проанализируйте соотношение между ролями и костюмами: как связано одно с другим. Костюм как визуальное отражение роли. Костюмы актеров и зрители: смысл деталей костюма. Маски.
Вопрос 2
Костюм Византии начала 1 тысячелетия н.э.: связь с традициями костюма Римской империи. Влияние Азии и восточных традиций. Эволюция костюма. Сословные различия: материалы и разновидности одежды, костюм вельможи и простолюдина. Костюм императора, его особенности; фрески Сан-Витале в Равенне. Костюмы придворных. Одежда духовенства, ее эволюция. Мужской костюм Византии. Женский костюм.
Вопрос 3
Шерсть, парча, шелк, эволюция использования тканей – от заимствований из греческой и римской моды до моды местной. Орнаменты: от восточных к исконно византийским.
Вопрос 4
Головные уборы: сословные различия. Особенности головных уборов для высших сословий. Обувь. Прически: женские прически, разновидности. Украшения: сетки, лобные повязки, серьги, ожерелья с медальонами, браслеты.
Литература
1. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев – М. : Высш. шк., 2002. – 511с. – ISBN 5-06-004105-0.
2. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.
3. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.
4. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.
5. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.
6. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.
7. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.
8. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.
9. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006. – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.
10. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.
11. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.
12. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон – М. : Легпромбытиздат, 1997. – 318 с. — ISBN 5-7088-0724-5
13. Сыромятникова, И. С. История прически. Учебник для театр, худож.-технич. училищ / И. С. Сыромятникова – Изд. 2-е, доп. М. : «Искусство», 1989, 303 с., ил.
14. Школьников, С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены / С. П. Школьников – Минск : Высшая школа, 1975.
15. Яковлев, Е. Г. Эстетика [] : учебное пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 1999. – 464 с. – ISBN 5-7975-0121-Х.
Тема 4. Костюм Средних веков. (VIII-XI вв.)
«Жившие на юге [Скандинавии] племена одевались, вероятно, по германскому образцу: меховой плащ и куртка из двух шкур. Украшения – янтарные бусы и зубы животных. Благодаря сношениям с поселившимися на юге народами, а также с финикиянами и племенами германского происхождения, в страну стали проникать оружие и ремесленные инструменты из бронзы (вошли во всеобщее употребление только тогда, когда сами научились плавить этот металл)».
«Карл Великий издал несколько строгих эдиктов против роскоши и сам подавал пример простоты. «Этот костюм был национальным франкским костюмом. Карл носил на теле льняную рубашку и такие же штаны; поверх этого он надевал тунику, обшитую шелковой бахромой; а на ноги – узкие чулки с перевязью и сапоги. Зимой он носил еще полукафтан из куньего или выдрового меха; поверх него он надевал венетский плащ и всегда был опоясан мечом с серебряной или золотой рукояткой и перевязью. Иногда, в торжественных случаях или для приема депутатов, он надевал более парадный, украшенный драгоценными каменьями костюм. Ему не нравились одежды иностранцев, и он их никогда не носил; только однажды, будучи в Риме, по просьбе Папы Адриана и затем его преемника Папы Льва, он позволил надеть на себя длинную тунику, хламиду и римскую обувь. В большие праздники он носил одежду, вышитую золотом, и сапоги, украшенные драгоценные каменьями; его плащ прикреплялся золотым аграфом, а на его голове сверкала золотая, украшенная драгоценными каменьями корона; в обыкновенные дни он носил самый простой костюм, мало отличавшийся от простонародного». (Ф. Коммиссаржевский. «История костюма».)
Одежда норманнов, перебравшихся из Нормандии в Англию под начальством Вильгельма Завоевателя – о ней дает понятие ковер, вышитый, по преданию, Матильдой Фландрской, женой Вильгельма, в честь завоевания Англии.