План
1. Анализ конструктивно-механических решений и модельных особенностей костюма Средневековья:
– античные традиции;
– восточные традиции;
– новые тенденции;
– отражение великого переселения народов в европейских костюмах.
2. VIII-X вв.:
– Карл Великий. Священная Римская империя.
– Скандинавия;
– Европа после распада империи Каролингов.
Вопрос 1
Костюм галлов, германцев. Галлия эпохи Меровингов. Галлийские реформы III в. н.э.: новые классы общества и новые костюмы, соответствующие положению, богатству или вкусу носящего. Оригинальные костюмы. Позднейшие заимствования у римлян и византийцев. Взаимовлияние костюмов, обуви, причесок. Борьба между «варварской» и римской модой. Законы против роскоши. Отделение светской одежды от духовной. Украшения мужские и женские.
Вопрос 2
Скандинавы: немецкое влияние в одежде, связь с климатическими особенностями. Одежда норманнов. Гобелен из Байо. Оригинальная одежда и англосаксонские заимствования. Карл Великий, законы против роскоши. Людовик Благочестивый и Карл Лысый.
Литература
1. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.
2. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.
3. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.
4. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.
5. Келли, Фрэнсис. История костюма и доспехов: от крестоносцев до придворных щеголей / Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе; [пер. с англ. Т. Е. Любовской].— М.: Центрполиграф, 2007.— 215, [1] с., [40] л. ил.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.
6. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.
7. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.
8. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.
9. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.
10. Народы мира. Историко-этнографический справочник / ред. Ю.В. Бромлей – М. : Сов. энциклопедия, 1988 . – 624 с. : 8 л. ил., ил. тв.
11. Тарабукин, Н. М. Очерки по истории костюма [Текст] / Н. М. Тарабукин, предисл. и коммент. Л. М. Горбачевой. - М. : ГИТИС, 1994. - 155 с. : ил. - ISBN 5-7196-0243-7.
Тема 5. Костюм Средних веков (XI-XIII вв.)
«В большинстве западноевропейских государств уже в конце XI века возникают условия для развития ремесла, роста торговли и экономического общения между странами. Процесс этот был особенно интенсивным в XII и первой половине XIII века. Большую роль в развитии и становлении городской культуры средневековья сыграло возникновение ремесленных цехов.
…Появление нового материала с Востока – хлопка (XII век), а затем и разведение шелковичного червя в южной части Европы сделало возможным изготовление разнообразных тканей. Их качество по мере развития ремесла становилось все более высоким. Первыми по производству тканей были Италия, Нидерланды и в XIV-XV веках – Франция…
В это время в Европе производство сукон различных сортов, обладавших большой упругостью и эластичностью, значительно увеличивается. Открытия ряда новых красящих веществ расширило возможность создавать новые цвета и оттенки тканей… Производством полотен, особенно тонких и прозрачных, славились Нидерланды. В Италии выделывались плотные шелковые и парчовые ткани, среди которых ценились ткани с рисунком, воспроизводящим павлиньи перья. Кроме того, Италия изготовляла и бархатные ткани, затканные золотом и серебром, или гладкие, окрашенные в различные цвета: красный, зеленый, синий, черный и др. Наряду с производством тканей развивались выделка кожи, мехов, ювелирных изделий и пр. Все это сделалось материальной основой для создания нового своеобразного костюма, главные формы и покрой которого сохранили значение и до нашего времени… Многие особенности бытового и социального уклада, нравы, обычаи, общение с другими странами, характер культуры, искусство и эстетические идеалы… влияли на образование форм костюма этого периода» (М.Н. Мерцалова. «История костюма»).
«Рост городов, торговли и промышленности выдвинули в противовес замковой аристократии городскую буржуазию – патрициат, который прежде всего занялся утверждением своих привилегий через костюм. Указы XIII века: «Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год». (Р.В. Захаржевская «История костюма»)
План
1. XI-XIII вв.: королевские дворы Европы. Мужской и женский костюмы. Украшения и аксессуары. Психологическая подоплека «нелепого» костюма начала эпохи Возрождения.
2. XI-XIII вв.: одежда простолюдинов.
3. XI-XIII вв.: рыцари как особый класс, доспехи и вооружение.
4. Влияние крестовых походов на европейский костюм.
5. Костюм в искусстве Средневековья:
– барельефы;
– гобелены, ковры;
– скульптура;
– книжные миниатюры.
Вопрос 1
Возвращение к старым формам костюма. Норманнская мода. Нововведения в костюме. Резкие расхождения мужского и женского костюма. Разнообразие головных уборов. «Нелепая» одежда и обувь – суетность или необходимость? Зависимость моды от частных случаев. Мода и военный костюм: влияние войн на формы повседневной одежды. Аксессуары: общность женской и мужской моды.
Вопрос 2
Связь форм одежды простолюдинов с одеждой высших слоев общества: «затормаживание» моды, максимальное удобство и польза. Традиционность костюма простолюдинов.
Вопрос 3
Рыцарство как избранное войско королевства. Рост популярности. Костюм рыцаря как символ силы и благородства. Культ прекрасной дамы и связанные с этим особенности рыцарского костюма. Рыцари – создатели этикета и новой моды. Идеалы красоты. Обусловленность формы костюма формой доспехов.
Вопрос 4
Крестовые походы: влияние культуры Востока на Европу. Восточные мотивы в костюме – тюрбан, общий принцип драпированного головного убора; гиперболизация объема. Стремление к роскоши и утонченности. Эмблематика, начало геральдики как заимствование из восточного костюма. Гербовая одежда, ее эволюция – от рыцарства до ремесленных цехов. Парики и прически как влияние восточной моды.
Вопрос 5
Рыцарские романы, фаблио, хроники как источники материалов по истории костюма средних веков. Куртуазная литература – источник информации о культе рыцарства. Инвентарные описи. Повторяющиеся темы средневекового искусства: воины (иллюстрированные Библии, Евангелия, Псалтыри, Часословы); крестьянство (духовная литература, миниатюры в иллюстрированных календарях, изображающие сев, жатву, пахоту и т.д.). Надгробия феодалов как источник сведений о доспехах.
Литература
1. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.
2. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.
3. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева – М. : «Искусство», 1985.
4. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.
5. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.
6. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.
7. Келли, Фрэнсис. История костюма и доспехов: от крестоносцев до придворных щеголей / Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе; [пер. с англ. Т. Е. Любовской].— М.: Центрполиграф, 2007.— 215, [1] с., [40] л. ил.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.
8. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.
9. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.
10. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.
11. Сыромятникова, И. С. История прически. Учебник для театр, худож.-технич. училищ / И. С. Сыромятникова – Изд. 2-е, доп. М. : «Искусство», 1989, 303 с., ил.
Тема 6. Костюм Средних веков (XIII-XV вв.)
«Период господства церкви над всей духовной деятельностью человека определил сложность эпохи Средневековья, социальные границы ее общества и эстетическое кредо. Человеческое тело, а женское особенно, было недостойным изображения, а тем более любования. Античный постулат гармонии физической и духовной красоты рассыпался обломками языческих храмов, сгорел в пожарищах варварских завоеваний, погиб в недрах монастырских скрипториев. Одежда погребла под каскадом ткани греховное тело, закутала, запаковала его земную красоту, заменив ее надолго химерой искусства тщеславия и богатства, выраженного руками портных и искусников декора в форме костюма».
«… Разжигаемая имущественными и церковными ограничениями, поддерживаемая накоплением богатств господствующих классов, ростом ремесла, торговли и притоком товаров с Востока, рождалась фантастика средневековой моды». (Р.В. Захаржевская. «История костюма»)