Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу философия (стр. 12 из 15)

Нужно описать сущностные характеристики политической жизни, обращая внимание на обусловленность её властными отношениями, на противоречивую форму, особое пространственно-временное измерение. Единство и многообразие составляющих её компонентов находит выражение в структурных элементах: политической системе (государстве, политических партиях и общественных организациях, политических режимах), политической деятельности и политических отношениях. В политическую жизнь общества включается также политическая идеология, политическое поведение, политический процесс, политические конфликты, политические ситуации.

Необходимо выделить политическую систему как определяющую составную часть политической жизни общества, дать определение и рассмотреть основные элементы политической системы: государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения. Ядром политической системы выступает государство. Нужно рассмотреть возникновение государства в результате эволюции родового строя, выделить причины, признаки возникновения государства, определить классовую сущность государства, функции государства.

Важное значение имеет определение структуры государственных органов. Основу функционирования структуры большинства государств составляет принцип разделения властей. Это позволяет представить классификацию органов государственной власти: органы законодательной власти (парламент, законодательные органы на местах), органы исполнительной власти, органы судебной власти, осуществляющие функцию судопроизводства. Способ осуществления властью своих функции называется политическим режимом. Исторически имели место демократический, тоталитарный или смешанные типы политического режима.

В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями государственной власти государства различаются по формам правления. Надо дать характеристику основным разновидностям организаций верховной государственной власти: республиканской и монархической, трёх основных разновидностей республиканской форме правления: президентской республики, парламентской республики, полупарламентской республики.

Государства также различаются по формам государственного устройства. Нужно описать формы государственного устройства: унитарные государства, федерация, конфедерация. Различаются государства по типам политических режимов. Нужно назвать признаки демократических и диктаторских режимов. Важным структурным элементом политической системы являются партии и партийные системы, обладающие определенным механизмом борьбы за власть. Необходимо объяснить типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

В состав политической системы входят также общественные организации и движения. Особую роль в политической системе играют средства массовой информации (СМИ). Новейшие компьютерные технологии оказывают воздействие на функционирование государства и механизмы реализации политической власти.

Рассматривая второй вопрос темы, дать определение гражданского общества, указать на его признаки. Специфическими являются и функции власти, основное назначение которых состоит в том, чтобы защитить социальные права и интересы индивидов.

Нужно показать отличие гражданского общества. Гражданское и политическое общество взаимодействуют друг с другом. На характер их взаимодействия оказывают влияния многие факторы.

В этом же вопросе нужно дать понятие «закрытого» и «открытого» общества. «Закрытое» общество – тип общества, противоположный «открытому» обществу. Основные черты «закрытого» общества: существование алгоритма жестокого предписания, доминирование статичности, принуждения, субъект отличается агрессивным сознанием, привычка и обязанность играют большую роль в этом обществе. Для «закрытого» общества характерна авторитарность, иерархия, коуналистский тип мышления. «Закрытое» общество обречено на упадок. «Открытое» общество – тип общественного устройства, в основе которого лежит принцип «открытости», допускающий различные интерпретации: открытость как принципиальная незавершенность социального проекта, открытость перед рациональной критикой оснований индивидуальной и общественной деятельности, открытость как возможность ассимиляции иных принципов и ценностей. Мерой «открытости» общества является степень его демократизации, осуществляемой параллельно с рационализацией всех или большинства сфер социальной жизни.

Для противопоставления «закрытого» и «открытого» общества важны идеи А. Бергсона «Два источника морали и религии», взгляды на общество Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, работа К. Поппера «Открытое общество и его враги», работа Дж. Сороса «Советская система: к открытому обществу», работа М. Наттурно «Враги открытого общества: Авторитет, Сообщество, Бюрократия».

В третьем вопросе темы правовое государство можно определить как государство, которое признает в качестве своих основных институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Нужно объяснить смысл верховенства права, верховенства закона, взаимоотношение правового государства с гражданским, назвать функции правового государства.

В этом же вопросе при рассмотрении взаимоотношения между личностью и политикой нужно обратить внимание на противоречивые тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких слоев населения и падения доверия к её официальным представителям. Первая тенденция находит своё отражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике.

Нужно отметить факторы, которые способствуют падению доверия к современной политике.

Установлению нормальных отношений между личностью и политикой призвана способствовать политическая социализация личности, существующая в двух своих формах. Результатом политической социализации является политическая культура. Нужно дать её характеристику, показать значение в обществе.

Контрольные вопросы

1. Каковы сущностные характеристики политической жизни?

2. Что представляют собой формы государственного устройства?

3. Каковы признаки и сущность государства?

4. Каково взаимоотношение гражданского и политического общества?

5. Что представляет собой правовое государство?

6. Как взаимосвязаны политическая социализация и политическая культура?

Библиографический список

1. Аринин А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России // Общественные науки и современность. 2000. №6.

2. Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. М., 1997.

3. Макаренко В.П. Политическая философия: Учебное пособие по политологии. Ростов н/Д, 1992.

4. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002. №5.

5. Миголатьев А.А. Философия государства // Социально-гуманитарные знания. 2001. №6.

6. Политическая философия в России. Настоящее и будущее (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2002. №4.

7. Панарин А.С. Философия политики: Учебное пособие для ВУЗов. М., 1994.

8. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России // Общественные науки и современность. 2003. №2.

Тема № 17. СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

1. Проблема смысла и содержания бытия человека. Нравственные ценности.

2. Справедливость: история и виды.

3. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

4. Насилие и ненасилие.

5. Эстетические ценности и их роль в жизни человека.

6. Религиозные ценности и свобода слова.

При изложении первого вопроса надо доказать, что смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка. Смысл жизни может пониматься: с рациональных позиций ;с иррациональных религиозных традиций; как сугубо нравственная проблема (И. Кант); проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель);как психологическое состояние индивида и как деятельное осуществление себя личностью; миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг); смысл жизни могут искать в монологах с самим собой (С. Кьеркегор). Смысл жизни неотделим от понимания жизни как ее личностной характеристики.

Один из коренных вопросов, с которыми сталкивается личность в стремлении осознать свое Я – это вопрос о смысле жизни «зачем я живу» Можно видеть смысл жизни в том, чтобы просто жить – есть, спать, работать, растить детей, радоваться всему, что приносит удовольствие и стремиться избегать неприятности. В рассмотрении смысла бытия мы столкнемся с разнообразными подходами. Тогда получается, что смысл жизни сводится к решению текущих жизненных задач. Но бесконечная погоня за удовольствиями и благами угнетает личность, лишают его свободы. Так, подлинное Я подавляется и заменяется «маской» Поэтому тот, кто поглощен в суету жизни, утрачивает индивидуальное своеобразие личности. Жизнь перерастает быть для него самоценностью – человек хочет подчинить ее движению к намеченной цели. Ради своей цели человек может даже пожертвовать жизнью, если он готов скорее не жить, чем жить без смысла. Покажите , что смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится Я и без которого он не может существовать. Всю трудность смысла жизни человек начинает осознавать тогда, когда задумывается о смерти. Дайте краткие характеристики религиозного и материалистического понимания жизни и смерти. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом – это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим.