Нужно обратить внимание, что этика зародилось в недрах философии Важно показать, что причины столь позднего «созревания» этики обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Обратите внимание, что в структуре этического знания наибольшую ценность представляют составляющие, в которых интегрировано сущностно-значимое, непреходящее, общечеловеческое: «моральное сознание», «моральная практика», законы моральной деятельности и категории этики. Рассматривая развитие этической мысли, прежде всего необходимо разобраться в изменении содержания основных этических категорий.
Обратите внимание, что мораль – понятие историческое. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые появились в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время. Мораль изначально была в первую очередь обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». Появление морали связано с потребностью урегулирования отношений между людьми и управления общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных отношений. Учтите, что проблема происхождения морали в различных этических системах различна. Существуют эволюционистские, антропологические, креационистские, социально-исторические подходы по проблеме возникновения морали. Мораль – это не только знания и умения воплотить их в жизнь, но процесс их реализации. Система морали представляет собой теоретический и обыденный уровни, которые нужно раскрыть, при этом вы убедитесь, что все структурные элементы морали содержат ценностные ориентации, цель моральной деятельности, средства (нравственные нормы) ее достижения, мотивацию деятельности, оценку предполагаемых или полученных результатов. Основными свойствами морали являются: императивность, нормативность и оценочность. При рассмотрении функций морали, особенно обратите внимание на гуманистическую функцию морали, которая осуществляется в формировании человеческой личности, развитии ее самосознания. В категориях отражены наиболее значимые стороны моральных явлений. В них заложены основополагающие онтологические и аксиологические основания этики. Обратите внимание на то, что дефиниции этики неоднородны. Одни из них определяют универсальные значения морали, конечные цели личностного и мирового развития, также наиболее исходные принципы нравственности: «благо», «добро», «добродетель», «справедливость», «счастье», «правда», «любовь» и др. Другие категории отражают всеобщие моральные основания личности, ее внутреннее содержание: «долг», «честь», «достоинство». Третья совокупность категорий определяет конечные формы отрицательных значений и принципов морали, базисной здесь является «зло». Именно противоположность добра и зла пронизывает все содержание этики.
Нравственный идеал и проблема свободы выбора. При рассмотрении этой проблемы изучите, что понимается под нравственным идеалом и как он соотносится с действительностью; нравственная свобода и моральная ответственность. Современная этика в условиях глобального кризиса человечества и необходимости решения проблемы его выживания рассматривает мораль в качестве важнейшего средства самой возможности дальнейшего существования человека как социального существа. Известно, что общение людей является способом их жизнедеятельности, моральное общение – специфическая форма этой связи. В этом общении проявляются моральные качества личности. Являясь элементом материальной практики, его можно разделить на два вида: собственно сфера моральных отношений и сфера социально-экономических, политических, национальных, трудовых, семейных и других отношений. При втором виде нравственного общения важны результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Обратите внимание, данное общение – есть единство нравственного сознания и поведения. Ее еще можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура – нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, как основополагающие духовного облика личности. Очень много можно привести примеров из повседневности, когда для людей внешняя сторона общения становится самоцелью, так как на самом деле это прикрытие для достижения своих эгоистических целей.
При изложении второго вопроса обратите внимание, на то, что понятие справедливости – одно из самых сложных в этической мысли, прежде всего, потому, что оно не ограничивается чисто нравственными аспектами и всегда прочитывается как социально-экономическое и идеологическое. Справедливость – мерная характеристика человеческих отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием, достоинством и вознаграждением. Получается, что справедливость имеет как бы два лица: одно — карающее, выносящее суровый приговор, определяющее наказание за преступления и проступки, а другое – одобряющее, выдающее в той или иной форме награду за добрые дела и образцовые труды. Справедливость по главной своей интенции объективна. Если мы раздаем поощрения и наказания по личной симпатии, по знакомству, за взятки, то о справедливости нет и речи. В том-то и дело, что справедливость действует сообразно характеру поступка и без всякой личной склонности.
Расскажите, как в разные эпохи возникали: экономическая справедливость, распределительная справедливость, полная справедливость, которые проникают во все сферы общества.
Хотя понятие справедливости существовало и ранее, однако первая фундаментальная концепция справедливости как социального явления была высказана Платоном. Аристотель стал тем мыслителем, который заговорил о справедливости как соразмерности. В средневековье христианство учит верующих тому, что Бог не только всемогущ и всеблаг, но и справедлив. Только в Новое время появляется идея равенства как выражения справедливости. Однако равенство понимается не как экономическое или социально-статусное, а как равенство правовое, как требования соблюдения заключенных соглашений всеми без исключения. Марксизм XIX в. попытался создать свое учение о социальной справедливости, основав его на принципе, прямо противоположном буржуазному – на принципе общественной собственности. В современном мире справедливость, так или иначе, всегда включает оба момента, еще отмеченные Аристотелем: момент уравнительный и момент воздающий. Равенство выступает как важнейшее условие самой жизни человека и развития его индивидуальности. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу и равенство независимо от классовой принадлежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение имуществом. Покажите, что все-таки реальная справедливость не сводится к установлению равенства, она включает в себя конкретное материальное и организационное воздаяние во всех сферах жизни, которое часто закреплено в законе. Следует заметить, что у власти и у масс представления о справедливости часто не совпадают, нередко являясь прямо противоположными. Проблема справедливости как социально-экономического и нравственного явления продолжает оставаться открытой для дискуссий и социальных, проектов.
Размышления о совершенном человеке – одна из самых ярких страниц в истории философско-антропологической мысли. Среди многообразия трактовок человека идея его совершенства не теряет вот уже многие столетия своей первостепенности в череде волнующих мыслителей проблем. Она концентрирует в себе всю глубину и богатство накопленных на протяжении многих столетий мыслей о человеке, о его способностях, возможностях, предназначении. Докажите, что в древнекитайской философии идея совершенства человека нашла свое выражение, прежде всего, в конфуцианстве, а в Древней Индии совершенство человека нередко связывали с постижением им «собственной природы» мира. Античные мыслители не раз обращались к выяснению вопроса о том, какого человека мы можем назвать совершенным. Почему для характеристики совершенной личности Аристотель использовал термин «калокагатия». Эпоха Возрождения ознаменовалась возведением человека на пьедестал всеобщего внимания и интереса. Объясните, что ее отличительная черта – гуманизм. В эпоху Нового времени Ф. Бэкон стал считать совершенства человека предметом для новой науки, заслуживающей еще своей разработки. В Просвещении идеал человека связан с его трактовкой как существа гуманного, добродетельного, рассудительного и, разумеется, просвещенного. Л. Фейербах рассматривал совершенного человека как единство его духовного и телесного совершенства.
В русской философии идея совершенного человека нашла воплощение в размышлениях многих ее представителей, более детально изучите эти представления.