9. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.
10. Поликарпов В.С. Современные проблемы науки. Ростов-на-Дону-Таганрог. 2003.
11. Современная философия науки: Хрестоматия. М. 1994.
12. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995 .
Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
1. Предмет философии техники. Природа техники и технологии. Историческое развитие техники.
2. Инженерная и гуманитарная философия техники.
3. Проблемы философии техники: соотношение науки и техники, ответственность в технике.
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, определяет место техники в общественном развитии, в-третьих, рассматривает перспективы развития техники.
Сущность техники можно раскрыть через её характеристику: 1) артефакт (искусственное образование); 2) средство, орудие, удовлетворяющее определённую человеческую потребность; 3) реальность; 4) инженерный способ использования сил и энергий природы; 5) единство техники и технологии.
Далее нужно выявить сущность техники через понятия «технико-использующая деятельность», «технико-производящая деятельность», «техническое сооружение», «техническая среда». Связь двух планов техники (искусственного и естественного) надо представить в историко-философском аспекте, основываясь на работы Аристотеля, Ф. Бэкона, Коперника, Галилея, а также исследований в ХХ веке.
Также нужно раскрыть содержание понятия «технология», рассмотреть историю становления этого понятия. Обратить внимание на деятельностную природу технологии и связь техники и технологии. Рассматривать эволюцию техники необходимо с возникновения homo sapiens, развития техники в древнем мире, Средние века, Новое время, а также в ХХ-ХХI вв. Обратить внимание следует на принципы, лежащие в основе исторического развития системы «человек – техника»: принцип целевого единства, дополнения, функционального моделирования.
Во втором вопросе темы нужно рассмотреть концепцию Э. Каппа о технике как проекции органов человека, теорию русского инженера П. Энгельмейера, представления немецкого инженера-химика Э. Чиммера, а также концепции ряда учёных после второй мировой войны. Наиболее выдающейся фигурой этого направления был Ф. Дессауер, деятельность которого охватывает всю первую половину ХХ века. Нужно рассмотреть основные понятия его философии техники: критику технической деятельности, «внутренней обработки», «теорию моральной значимости техники».
Гуманитарная философия техники – это интерпретация технического способа бытия человека в мире. В этом направлении превалирует принцип первичности гуманитарного начала перед техническим. Представители гуманитарной философии техники: Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль.
Рассматривая концепцию Л. Мэмфорда показать различия между основными типами техники, рассмотреть его характеристику современной техники, объяснить понятие «мегамашины». В концепции Х. Ортеги-и-Гассета раскрыть тезис о специфике человеческой природы и стадиях активности человека.
В концепции М. Хайдеггера поднимается вопрос о том, кто является причиной технического открытия мира как чистого объекта? Нужно в связи с этим рассмотреть его термин Yestell, а также трактовку сущности техники, негативную оценку техники. В концепции Ж. Эллюля выявить содержание и соотношение понятий «технические операции» и «техника», описать черты современной техники, а также объяснить его понимание этики отказа от власти техники.
При изложении третьего вопроса темы нужно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники: 1) техника рассматривается как прикладная наука; 2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы; 3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов; 4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни; 5) до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Следует раскрыть содержание этих подходов, используя дополнительную литературу.
Под влиянием технического прогресса получила развитие этика и стала включать в себя отношения между человеком и остальным миром: животными, природой и даже артефактами. Появились новые области исследования – ядерная этика, экологическая этика, биомедицинская, профессиональная, техническая и компьютерная этика.
Биомедицинская этика является наиболее развитой областью взаимодействия этики и техники. Нужно охарактеризовать биомедицинскую этику, а также вышеназванные направления прикладной этики.
Контрольные вопросы
1. Что такое техника?
2. Охарактеризуйте основные модели философии техники.
3. Какова судьба мегамашины?
4. Покажите взаимозависимость науки и техники в настоящее время.
5. Как соотносятся техника и этика?
6. Каковы закономерности развития техники?
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Человек и медицина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989. № 2.
2. Добрускин М.Е. Речь гуманитарного образования в подготовке инженеров // Социологические исследования. 2001. № 9.
3. Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 4.
4. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.
5. Митчем К. Что такое философия техники? Учебное пособие. М., 1975.
6. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.
7. Розин В.М. Философия техники: от египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001.
8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.
Тема 10. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Понятие и становление социальной философии.
2. Особенности развития социально-философской мысли в ХIХ – ХХ вв.
3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального и идеального в обществе.
Социальная философия – это философия общественной жизни. Социальная философия – составная часть любой философской системы, одна из важнейших философских дисциплин, которая оказывает влияние на развитие общественного сознания и социальной практики.
В первом вопросе надо раскрыть качественную определенность общества, показать специфику рассмотрения общества социальной философией, дать определения понятия «общество» через его специфические признаки.
Философское учение об обществе формировалось исторически и прошло длительный путь развития. В этом вопросе рассматриваются социально – философские теории первого этапа развития социальной философии со времен античности до конца ХVIII века. На этом этапе происходит накопление социально – философских идей. Здесь нужно охарактеризовать специфику взглядов Демокрита на историю человечества. Особенное внимание нужно уделить взглядам Платона и Аристотеля, именно в их творчестве выразился сам подход к проблемам общества, определивший на многие века познание этой области. В разнообразии сюжетов нужно выделить две узловые темы: этика и учение о государстве.
В период Средневековья основные положения учения об обществе выражены в учениях А. Блаженного и Ф. Аквинского.
В Новое время с социально-философской концепцией Т. Гоббса связано изменение самого подхода к пониманию государства. Именно с ХVII в. были открыты методологические основания для более основательного изучения гражданского общества, труда, социального равенства и т.д.
В это же время (ХVII – ХVIII вв.) получают распространение концепции, усматривающие движущую силу общественного развития в различных факторах.
Также развивалось философское понимание истории общества (Геродот, Фукидид, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Вольтер, Ж. Боден, Д. Вико, И.Г. Фихте, И.Г. Гердер).
Отвечая на второй вопрос темы, важно понять, что в ХIХ – ХХ вв. совершается переход социальной философии от становления к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания. Идеи немецкой классической философии приобрели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Здесь надо дать характеристику идеи Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, учения Гегеля о закономерности мировой истории. Обратить внимание следует на возникновение позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), на специфику понимания ими общества как целостного организма. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Нужно дать характеристику материалистического понимания истории, теории формаций.
В ХХ веке социальную философию следует охарактеризовать исходя из следующих основных направлений:
1. социальная философия развивалась в русле марксистских идей;
2. социальная философия развивалась в контексте разнообразных социологических теорий (неопозитивистские, антипозитивистские, натуралистические, психологические, феноменологические, эмпирические, структурно-функциональные и другие направления). Здесь же рассмотреть теорию М. Вебера (теория социального действия: теория об идеальных типах), Т. Парсонса (теория общества как система функционально связанных переменных), теорию социального действия Ф. Званецкого.
3. социально-философские идеи формировались в русле общефилософского развития (философия истории Б. Кроче, теория общественного круговорота О. Шпенглера, социальное учение А. Бергсона и др.).
При изложении этого вопроса нужно дать характеристику различным вариантам постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся неменитными, бифуркационными процессами.