Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» (стр. 3 из 8)

В античности в отношении проблемы человека присутствует ещё одна линия, идущая от Аристотеля, который определял человека как политическое животное. Греческий полис выступал смысловой основой духовного единства граждан и индивидуальной опорой каждого человека в отдельности. То есть суть человека – это социальное, полисное бытие. В эллинистический период античности человек рассматривается как микрокосм, в нём открывается индивидуальное начало. Появляется идея о необходимости внутренней работы над самим собой, независимо от внешних обстоятельств. Невозмутимость духа, безмятежность, покой на фоне любых поворотов Судьбы – вот основной мотив эпикурейской и стоической школ. Школа стоиков предлагает обрести гармонию в самом себе. Для этого нужно соблюдать невозмутимость духа, следовать року, судьбе. Стоики предлагают запасной выход, который можно использовать, если не осталось сил терпеть превратности судьбы: самоубийство. Стоицизм – единственная школа в европейской философии, оправдывающая самоубийство. Эпикур также пытается найти секрет счастливой жизни, который кроется в безмятежности духа. Ощущение счастья разрушает страх смерти, а потому не нужно бояться последней, ведь когда мы есть, смерти нет, а когда нас нет, то уже и незачем бояться.

Человек античности становится, с одной стороны, мерилом культурных ценностей, с другой – активным субъектом культуры. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры, оно рассматривается как наивысшее выражение гармонии.

Отсюда – система греческих архитектурных ордеров, каждый из которых уподоблялся человеку: дорическая колонна – физически сильному и мужественному мужчине, ионическая – фигуре женщины, утонченной и нарядной, коринфская колонна создана в «подражание девичьей грации».

Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса – калокагатия. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство.

Контрольные вопросы

1. Каковы базовые мировоззренческие установки античной культуры?

2. Что такое человеческая душа с позиции атомизма?

3. Какое понимание человека характерно для софистики?

4. Что значит выражение: «Человек есть мера всех вещей»?

5. В чем смысл платоновского мифа об андрогинах?

6. Почему полис выступал смысловой основой человеческой жизни?

7. В чем сущность этики Эпикура?

8. Как звучит тема человеческой судьбы в творчестве стоиков?

Темы рефератов

1. Человек в пространстве необходимости и свободы: опыт стоиков.

2. Платон: миф об андрогинах.

3. Проблема смысла жизни в античной философии.

4. От человека политического к человеку индивидуальному: от Аристотеля к эллинизму.

5. Человек в философии неоплатоников.

Библиографический список

Основной

1. Асмус А.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус . – М.: Наука, 2001. – С. 120-388.

2. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии / Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1987. – 176 с.

3. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. – Спб., 1994. – Т.1.: Античность. – С. 53-62, 63-76, 102-111.

4. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосибир-ского ун-та, 1999. – 815 с.

5. 6. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

Дополнительный

1. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении / В.П. Гайденко // Вопросы философии. – 1969. - №9. – С. 88-98.

2. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека (эпоха великих мыслителей и воспитательных систем) / В. Йегер. – М.: Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. – 336. с.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1994. – Кн. II. – 604 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. – М.: АСТ, 2000. – 846 с.

5. Лосев А.Ф. Поздние стоики / А.Ф. Лосев // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С. 364-385.

6. Котляревский С.А. Марк Аврелий / С.А. Котляревский // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С. 386-413.

7. Платон. Пир / Платон // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т.2. – С.81-134.

8. Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков / А.А. Тахо-Годи // Искусство слова. – М.: Изд-во «Наука», 1973. – С. 306-313.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В ХРИСТИАНСКОЙ КАРТИНЕ МИРА

1. Христианское представление об антропогенезе.

2. Евангельский образ человека. Человек как духовное существо.

3. Человек – Творец в контексте средневековой культуры.

4. Образ человека в готике.

Основные понятия: дух, душа, грех, свобода воли, креационизм, эсхатология, провиденциализм, разум, вера, сотериологизм, схоластика, патристика, теоцентризм, готика, романский стиль.

Духовным стержнем европейской культуры является христианское вероучение и культ. Христианская вера изменила самоустройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, они встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего этот духовный переворот был связан с нравственностью. С новой религией связано и изменение представлений человека о себе самом и своём месте в мире, которое базировалось на попытке полностью освободиться от антично-языческой традиции. Главный вопрос антропологии был поставлен Августином Блаженным. Распад обустроенности начинается у него с человеческого самопостижения, и рождается вопрос: добр или зол человек? В философии Августина впервые рождается ощущение одиночества, падшести, покинутости. Другими словами, проблематика человеческого бытия принимает ярко выраженную богословскую трактовку. В основе представлений об антропогенезе лежит христианский миф о творении человека богом по своему образу и подобию. Однако христианство создает противоречивую ситуацию, в которой находится личность. С одной стороны, человек провозглашается подобным богу - своему творцу. Человек - венец творения. С другой стороны, человек - раб божий. Служение богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. Но служение требует смирения, подавления личных склонностей. Свобода воли, провозглашаемая христианством, оборачивается заповедью избегать всего, что может помешать спасению души.

Проблема и даже трагедия человека состоит в том, что он сам подверг своё изначальное божественное совершенство искажению. Совершив грехопадение (преступив божий запрет), человек исказил «образ и подобие», который для него теперь есть только потенциальная возможность. Религиозные представления послужили основой для внедрения в сознание средневекового человека раскола, связанного с резким противопоставлением духа и плоти, земного (тленного, смертного) и небесного (совершенного, вечного). Этика Средневековья ориентирована на преодоление земных соблазнов плоти, земных ценностей и установок сознания. Человек мыслится как дух, духовность, представляющая собой целостность личного и волевого начала, способных преодолеть греховные помыслы.

Представление о земном мире как преддверии потустороннего (как восходящем историческом процессе), нашло отражение в искусстве, которое стало уделять пристальное внимание не копированию природы, а сокровенным переживаниям человеческой души. Появляется такая характерная черта европейского искусства как исповедальность, проявившая себя в обострённом внимании человека к своей личности. Характерным для христианской культуры приемом самоутверждения было самоуничижение, самоотрицание. Такое впечатление оставляет чтение жития святых. Автор жития мог подметить и запечатлеть отдельные индивидуальные черты святого, но задачи, которые преследовались агиографическим жанром, - дать образец святости, - уже сами по себе исключали возможность высокой оценки неповторимости и отхода от канона. Эта приверженность к литературной условности - симптом невнимания авторов житий к индивидуальному. Образ человека - «сосуда», наполняемого разным внешним по отношению к его сущности, содержанием, как нельзя лучше раскрывает отсутствие в ту эпоху представления о нравственной неповторимости, индивидуальности суверенной личности.

На определенной ступени развития средневекового общества индивид начинает находить средства для самовыражения. Поворотным является XIII век. Во всех отраслях жизни обнаруживаются симптомы, свидетельствующие о растущих притязаниях
человеческой личности на признание. В искусстве - индивидуализация изображений человека, зачатки портрета; в литературе - более широкое развитие письменности на родных
языках, которые открывают гораздо более широкие возможности для передачи оттенков человеческих эмоций, чем латынь; начинается индивидуализация почерков. Значение индивида еще более подчеркивается в построениях Дунса Скота, утверждающего неповторимость каждого отдельного индивида, и позднее - у Данте, выдвинувшего принцип внутренней ценности человеческой личности.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность ветхозаветной концепции Творения?

2. Что такое «дух», «духовность»?

3. Как соотносится бытие творения (человек) и бытие Творца (бог)?

4. Каков смысл и цель человеческой жизни в христианском мировоззрении?

5. Чем обусловлено появление портретного искусства в христианской культуре?

6. Как проявляются мотивы христианского богословия в средневековой культуре?

Темы рефератов

1. Концепция творения и богоподобия человека в Средние века.

2. Образ человека в творениях Отцов Церкви.