3. «Исповедь» Августина как памятник религиозно-экзистенциальной прозы.
4. Бог, мир, человек в учении Августина Блаженного.
5. Жизнь человека в контексте эсхатологической модели истории.
6. Проблема свободы воли в трудах средневековых авторов.
7. Человек в средневековом эпосе.
Библиографический список
Основной
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1984. – 350 с.
2. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
3. Аверинцев С.С. Средние века / С.С. Аверинцев // Идеи эстетического воспитания: Антология: в 2-х т. – М., Мысль, 1973. – Т1. – С. 233-304.
4. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. – Спб., 1994. – Т.1.: Античность. – С. 53-62, 63-76, 100-150.
Дополнительный
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1994. – 543 с.
2. Августин А. Исповедь / А. Августин. – М.: Ренессанс, 1991. – 448 с.
3. Августин. А. О граде Божьем // Августин Блаженный. Творения. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ. – Пресс, 1998. – Т.3. – О граде Божьем, книги I-XII – 595 с.; О Граде Божьем, книги Х IV – XXII. – 586 с.
4. Аверинцев С.С Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. – М.: «СОДФ», 1997. – 343с.
5. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви / В. Лосский // Мистическое богословие. – Киев: Путь к истине, 1991. – С.95-260.
6. Аквинский Ф.. Сумма теологии I-II Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще / Ф. Аквинский // Вопросы философии. – 1997. - №9. – С.163-178.
7. Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета / Е. Косевич // Филос. наук. – 1992. - №2. – С. 49-61.
8. Кураев А. Человек перед иконой: (Размышления о христианской антропологии и культуре) / А. Кураев // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. – С. 237-262.
Тема 5. ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ РЕНЕССАНСА
1. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Человек и природа в ренессансном пантеизме.
2. Обоснование индивидуализма как проявления личной свободы. Сущность возрожденческого титанизма.
3. Образ человека в творчестве Данте.
4. Натуралистическая философия человека. М. Монтень
5. Картина мира и человека в творчестве Леонардо да Винчи.
Основные понятия: гуманизм, натурализм, пантеизм, титанизм, скептицизм, секуляризм, творчество, макиавеллизм, микрокосм, макрокосм, эстетика, утопия.
Эпоха Возрождения характеризуется переходом к светскому секулярному видению мира и человека. Отсюда следует характерная черта мировоззрения данной эпохи – пантеизм, итогом которого становится понимание человека как вершины развития мира, венца творения. Широкое распространение получают рассуждения о достоинстве человеческой личности, направленные на обоснование человеческой самоценности. Человек – Творец, равный богу в своих творческих способностях – вот основной мотив эпохи Возрождения. Отсюда гуманизм Возрождения как основа понимания человека в трудах Л.Б. Альберти, Марсилио Фиччино, Эразма Ротердамского, М. Монтеня, многих других. Идеи духовной свободы, выбора собственного жизненного пути и самовыражения породили сознание высшей ценности отдельного человека, - ценности не менее важной, чем общественные. «Идеальным человеком» признавался человек сильный, талантливый и всесторонне развитый, способный стать творцом самого себя и своей судьбы. Идеальный человек - это универсальный человек, мыслитель-энциклопедист.
Гуманисты способствовали формированию идеала человека - всесторонне развитого, гармонично сочетающего духовное и физическое совершенство. В целом европейские гуманисты понимали человека как существо, наделенное глубинным желанием быть лучше, быть значительнее, способным использовать любую жизненную ситуацию как возможность роста и развития. Так постепенно средневековый дуализм души и тела сменяется гармонией между ними. Человек, гармонично сочетающий внешнее и внутреннее, обладает, по мнению гуманистов, действительными доблестями и добродетелями - «virtus» (мудрость).
Утверждается, что человек «явился на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а для того, чтобы стремиться к славным и великим делам; этим он для себя (самого) достигнет как совершенной добродетели, так и плодов счастья». Именно такая цель жизни - достижение счастья - в противовес средневековому представлению о греховности всех естественных радостей человека и необходимости подавлять их - почиталась гуманистами как единственно достойная. Непременной частью культуры Возрождения становится наслаждение земным бытием во всем его многообразии (установка эвдемонизма).
Особое внимание уделяется внешним проявлениям человеческой свободы – наукам, искусству, политике. Цель и смысл человеческого бытия – раскрытие индивидом заложенной в нём творческой энергии, её утверждение в повседневной практике.
Наиболее известные мыслители эпохи направляют свои усилия на обоснование человека как творческой индивидуальности, которая стоит выше природы и является основной ценностью человеческого бытия (антропоцентризм). Подвижничество, направленное на утверждение человеком своих прав и свобод есть основание взглядов на человека периода Возрождения.
В то же время обратной стороной воспевания свободы является феномен возрожденческого титанизма (А.Ф. Лосев). Сущностное содержание этого феномена в том, что неограниченная свобода вне нравственной соотнесённости с абсолютом, ставит человека выше всякого закона, так как он сам полагает себе закон. Безусловно, такое освобождение послужило движущей силой создания гуманистически ориентированных наук и искусства. Однако гуманизм, истолкованный подобным образом, оказывается чреват самозвеличиванием человека, когда неограниченная внешними рамками свобода оборачивается своеволием. Трагические страницы эпохи Возрождения связаны с утратой человеком нравственных основ жизни, принесением их в жертву своему неудержимому и безграничному своеволию. Поэтому эпоха Возрождения явила миру не только великолепнейшие образцы высочайшего искусства, но и примеры чудовищного злодейства и преступления.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается ренессансный гуманизм?
2. Как в культуре эпохи Возрождения обосновывается достоинство человека?
3. Что такое стихийный индивидуализм?
4. Как понимается предназначение человека в творчестве Данте Алигьери?
5. В чем сущность титанизма?
6. Как обосновывается достоинство человека в творчестве Пико делла Мирандолы?
7. Каковы изобразительные каноны искусства Ренессанса?
Темы рефератов
1. Образ человека в творчестве философов – гуманистов эпохи Возрождения.
2. Структура мироздания в Божественной комедии Данте.
3. Предназначение человека в учении Данте.
4. Политическая философия гуманизма Н. Макиавелли.
5. Феномен Леонардо да Винчи.
6. Достоинство человека (Пико делла Мирандола).
7. Сущность и истоки возрожденческого титанизма.
Библиографический список
Основной
1. Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, В. Панин. – М., 2003. – С.123-133.
2. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель, - М.: Высшая школа, 1980. – 363 с.
Дополнительный
1. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа / Н.А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. – М.: Искусство; ИЧП «Лига», 1994. – Т.1. – С. 392-406.
2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1998. – 623 с.
3. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека / Пико дела Мирандола; пер. Л. М, Брагиной // Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Астрель; Аст, 2003. – С. 709-724.
4. Данте А. Божественная комедия / А. Данте. – М.: Правда, 1982. – 640с.
5. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли // Избр. произведения. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – С.47-142.
6. Монтень М. Опыты: в 3 кн. – 2-ое изд. / М. Монтень. – М.: Наука, 1980, Кн. – I, II. – 704 с.
7. Монтень М. Опыты: в 3 кн. – 2-ое изд. / М. Монтень. – М.: Наука, 1979, Кн. III. – 536 с.
8. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 век) / сост. и общ. ред. Л.М. Брагина. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 382 с.
9. Чаша гермема: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост. О.Ф.Кудрявцев – М.: Юристъ, 1996. – 336с.
10. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М.: Наука, 1989. – 272 с.
11. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. / Л.М. Баткин. – М.: Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, 1995. – 448с.
12. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцент-ризма / К.А.Сергеев. – СПб.: изд-во СПбГУ, 1993. – 258 с.
Тема 6. ЧЕЛОВЕК В ЭТИКЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Протестантская вера и новый взгляд на человека.
2. Представление о природе и познавательных способностях человека в философии Нового времени.
3. Проблема взаимоотношения человека и общества в творчестве французских просветителей.
4. Роль художника в общественной жизни эпохи Просвещения.
Основные понятия: субъект, объект, гносеология, прогресс, естественные права, цивилизация, общество, право, Просвещение, деизм, субстанция, общественного договора концепция, Реформация, протестантизм, вера, труд, мирская аскеза, лютеранство, кальвинизм.
Реформация – широкое антикатолическое движение за обновление христианства – изменила сознание европейского человека и во многом способствовала трансформации всей христианской культуры. Итогом этой трансформации явилось создание нового варианта христианского вероисповедания – протестантизма. Но основной переворот затронул прежде всего антропологическую проблематику – изменилось отношение человека к самому себе и к жизни. Опровергнув догмат о спасительной роли церкви, протестантизм утвердил личное отношение человека и бога без всякого посредника в лице священнослужителей. единственным подтверждением богоизбранности для протестанта является успех в его земных делах, профессиональной деятельности, карьере (неукоснительное следование призванию). Отныне человек, освобождённый от церковного гнёта, должен свободно и самостоятельно мыслить, доверяясь лишь собственному разуму и совести. Новый тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации, ориентированной на рационально-практическое преобразование мира.