Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» (стр. 5 из 8)

Приоритет разума в европейской культуре XVII века несомненен. Величие человека, по мнению большинства представителей интеллектуальной мысли этого периода – в его способности мыслить и мыслить достойно. По словам Блеза Паскаля – удел человека – вечно бежать вдогонку за истиной, и этот удел «соприроден и вместе с тем противен нашим наклонностям». А значит, ценность мышления не в том, что оно может поведать человеку о сущности времени или пространства, а в том, что оно должно составить начало и основу нравственности.

Но сосредоточив мышление на себе самом, человек познает, что он «за диковенное создание, что за чудовище, что за клубок противоречий, что за чудо». Человек велик, даже осознавая свое ничтожество, хрупкость своей жизни. Это его величие, парадоксальным образом, просвечивает в самой его неспособности противостоять силам природы, его малости перед Вселенной. Претерпевая бесчисленные бедствия, человек утверждает свое достоинство тем, что продолжает мыслить и осознавать самого себя (характерно знаменитое сравнение человека с беззащитным перед ветрами и ломким тростником – это «тростник, но тростник мыслящий»). Сознание – это несомненный и величайший дар, которым обладает человек.

Идея приоритета разума была продолжена в 18 веке французскими философами- просветителями. Эта эпоха, получившая название «эпоха Просвещения» или «век разума», выдвинула новое понимание основных доминант человеческого бытия, отношения к Богу, обществу, государству и самому человеку.

Новоевропейская философия характеризуется двунаправленной тенденцией в понимании сущности человека. С одной стороны, она развивает античную концепцию о человеке как разумном существе. Эта идея выражается в формуле новоевропейской философии Ego cogito (Р. Декарт). Но, с другой – в традиции эмпиризма человек трактуется как природное существо, а потому разум как его характеристика отходит на второй план перед эмоциями и аффектами. Вот почему философы этого периода пытаются осмыслить такие ценности человеческого бытия, как счастье – на его понимании Клод Гельвеций описывает одну из моделей нравственного поведения людей. Человеческое счастье, по его мнению, состоит в том, чтобы любить делать то, что ты должен делать. Из всех способов сделать чело­века гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, что­бы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастны­ми, видеть себя в них.

Ж.Ж. Руссо фундаментальной характеристикой человека полагает свободу, в том числе и свободу быть несвободным, то есть жить не в согласии со своей собственной природой.

Контрольные вопросы

1. Чем было вызвано появление нового варианта христианского вероисповедания?

2. Как осмысливается проблема свободы воли человека в протестантизме?

3. Каковы духовные основы новой морали?

4. Что значит выражение «трудиться – значит молиться»?

5. Почему протестантская этика способствовала возникновению институтов гражданского общества?

6. В чем заключается представление о человеке как tabula rasa?

7. Каково содержание учения Спинозы о разуме и аффектах?

8. Почему эпоха Просвещения считается «золотым веком утопии»?

9. Каковы стилевые и жанровые особенности искусства 18 века?

Темы рефератов

1. Реформация: новый взгляд на Бога и человека.

2. Основные идеи М. Лютера и Ж. Кальвина.

3. Образ совершенного человека в трудах французских просветителей.

4. Картина мира в философии Р. Декарта.

5. Значение учения Д. Локка об обществе, государстве и власти для становления западного политического и правового сознания.

6. Бог и человек в учении Б. Спинозы.

7. Ж.Ж.Руссо о проблеме происхождения неравенства между людьми.

8. Воспитательные системы эпохи Просвещения.

Библиографический список

Основной

1. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

2. Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, В. Панин. – М., 2003. – С.123-133.

3. Нарский И.С. Западно-европейская философия 18 века / И.С. Нарский . – М., 1973. – 302 с.

Дополнительный

1. Вольтер. Кандид или Оптимизм /Вольтер // Собр.соч. :В 3 т. – М.: Литература РИК Русанова, «Сигма-Пресс», 1998. – 384-466 с.

2. Гоббс Т. Основы философии. Часть первая. О теле; Основы философии. Часть вторая. О человеке, основы философии. Часть третья, О гражданине // Т. Гоббс. – Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1991. – Т.1. – С.66-506.

3. Гоббс Т. Человеческая природа / Т. Гоббс. // Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1991. – Т1. – С. 506-573.

4. Декарт Р. Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 г. под заглавием: Объяснение человеческого ума, ли разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть / Р. Декарт. // соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1989. – Т1. – С.461-480.

5. Декарт Р. Страсти души / Р. Декарт // Соч в 2 т. – М.: Мысль, 1989. – Т.1. С. 481-572.

6. Лютер М. О рабстве воли / М. Лютер // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1987. – С. 290-545.

7. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человек и его счастье / Б. Спиноза // Избр. Произведения: в 2 т. – М.: Госполитиздат, 1957. – Т1. – С. 67-172.

8. Борисов И.И. Место человека в теории познания материалистической философии Нового времени (17 век) / И.И. Борисов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. – 240 с.

Тема 7. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Антропология И. Канта.

2. Человек как выражение абсолютного разума (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель).

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

4. Учение К. Маркса о сущности человека. Проблема отчуждения.

Основные понятия: разум, мышление, абсолютный дух, Мировой разум, антропология, категорический императив, мораль, нравственность, отчуждение, труд, трансцендентализм.

Декартовская традиция, рассматривающая человека преимущественно как мыслящее Я, находит своё логическое продолжение в идеализме немецкой классической философии. В трансцендентальной философии И. Канта человек рассматривается как мыслящий идеальный субъект. Кант говорит о тождестве долга, свободы и добра. В соответствии с его учением предназначение и смысл человеческой жизни в следовании долгу и подчинении законам разума, а не природы. То есть в сфере этики осуществилась новая постановка вопроса о долге как абсолюте, определяющем моральное поведение. Кант говорил о примате практического разума, подчёркивая первостепенное значение нравственности в жизни человека.

Задачу философии в широком значении он сводил к вопросу: «Что такое человек?», а «золотое правило» поведения переформулиро­вал следующим, логически безупречным образом («категорический императив»): «Поступай только согласно такому правилу, руково­дствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом». Цель человеческого существования, по Канту, в самом человеке. Любые попытки найти эту цель вовне оборачиваются потерей человека и гуманности. Человек для Канта - идеал красоты, поскольку имеет цель своего существования в себе самом. Его абсолютная внутренняя ценность заставляет другие разумные су­щества уважать его, а сам он может сравняться с любым другим пред­ставителем своего рода.

Дальнейшее развитие идеи активности познания привело к абсолютизации субъективного начала в учении Фихте. Однако его больше интересовала не судьба личности, а интересы народа и государства. Применительно к индивидуальному человеку Фихте говорит о необходимости улучшения собственной воли. Только так обретается смысл существования и обнаруживается подлинное назначение человека. Одной из основных проблем философии этого времени является проблема свободы человека, которая рассматривается в тесной связи с необходимостью.

В философских системах Й. Шеллинга и Г. Гегеля мыслящий человеческий субъект рассматривается как часть абсолютного мирового разума. Через разум человека абсолютный субъект познаёт самого себя, то есть осуществляет саморефлексию. Иными словами, мировой дух реализует себя через человека и культуру. В системе Гегеля единичный человек представляет ценность только в его соотнесённости с безличным мировым разумом, как его воплощение.

Традиция эмпиризма продолжается в трудах Л. Фейербаха и К. Маркса. С их точки зрения человек – материальной существо, его материальность проявляется прежде всего в его сущности. У Л. Фейербаха это способность чувствовать, переживать, а у Маркса – труд, практическая деятельность как основа человеческого бытия в его индивидуальном и общественном аспекте.

Проблема человека получила определенное осмысление и в творчестве немецких поэтов и драматургов, среди которых особое место занимает И.В. Гете. Он считал, что человек должен занимать активную жизненную позицию, быть смелым, дерзким и мужественным. Отличительным свойством человека он считал желание начинать все непременно сначала. «Быть человеком - значит быть борцом». Смелость, по мне­нию мыслителя, придает человеку силу и даже магнетическую власть. Благодаря ей человек - существо творческое и дерзновенное. Он способен многого достичь, для него не установлено пределов роста: «Кто хочет невозможного, мне мил». Человеку нужно лишь попы­таться исполнить свой долг, чтобы узнать, кто он таков. Более того,
исполнение своего долга - это кратчайший, по мнению мыслителя, путь к счастью. Он полагает, что жизнь человека становится благосло­венной не тогда, когда мы делаем, что нам нравится, а лишь тогда, ко­гда нам нравится то, чем нам приходится заниматься. Человеческая любовь к истине проявляется в том, что человек знает, как во всем увидеть и оценить добро. Счастливейшим из людей он признавал того, кто ценит других по заслугам и радуется их успехам так же, как своим собственным. И «пусть ни один из нас не будет похож на другого, и все пусть будут походить на высочайшего из нас. Пусть каждый будет совершенен по-своему».