Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» (стр. 6 из 8)

Теория человека К. Маркса вырастает из светского, нерелигиозного понимания природы индивида: и человек, и мир имеют естественное происхождение. Их бытие исчерпывается этим материальным миром и не имеет продолжения в мире потустороннем. Отказ от веры в сверхъестественное рассматривается К. Марксом как духовное раскрепощение и залог развития всех естественных дарований человека, его «сущностных сил» и способностей. Следовательно, человек как существо родовое необходимо деятелен, активен, способен самостоятельно (хотя исключительно коллективно) вершить свою судьбу. Он является одновременно автором и актером в процессе жизни – личной и исторической.

Рубеж 18-19 веков в Европе ознаменовался возникновением романтического движения. Романтическое мироощущение оказало влияние и существенно проявилось как в науках, так и в искусстве. Характерной чертой этого движения явилось повышенное внимание к субъективному Я. Образ человека в романтизме отмечен внутренней сосредоточенностью, созерцательностью, чувствительностью.

Контрольные вопросы

1. Что такое категорический императив?

2. В чем заключается долг человека в антропологии Канта?

3. В чем заключается «хитрость разума» с точки зрения Гегеля?

4. Как решается проблема человеческой свободы в философии Шеллинга?

5. Как Фейербах понимает сущность человека?

6. В чем заключается материалистическое понимание истории и человека?

7. В чем причина отчуждения?

Темы рефератов

1. Антропология И.Канта.

2. Фихте – и обоснование деятельной природы человека.

3. Фихте о назначении и достоинстве человека.

4. Философия откровения Шеллинга.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

6. «Человек как совокупность общественных отношений» в антропологии К. Маркса.

Библиографический список

Основной

1. Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, В. Панин. – М., 2003. – С.133-166.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М, 2001. – С.27-49, 63-128, 255-284.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия / В.Н.Кузнецов. – М., 2003, - С.36-75,94-138, 251-276, 374-415.

Дополнительный

1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. - 495 с.

2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. Т 6. – М.: Мысль, 1964. – С. 394-588.

3. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. Т 2. – М.: Мысль, 1964. – С.125-184.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов / И. Кант. – СПб.: Наука, 1995. – 528 с.

5. Фихте И.Г. Назначение человека / И.Г. Фихте // Соч.: в 2 т. – СПб.: Мифрил, 1993. – Т. II. – С. 65-224.

6. Шеллинг Ф.В.Й. Философское исследование сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах / Ф. В. Й. Шеллинг // Немецкая классическая философия. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 2000. – Т.1. – 784 с.

7. Мещерякова Н.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме / Н.А. Мещерякова // Филос. науки. – 1989. - №12. – С.104-107.

8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-ое изд. – Т3. – С.1-4.

9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-ое изд. – Т. 42. – С.86-127.

10. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Избр. философские произведения: в 2 т. – М.: Политиздат, 1955. – Т. II . – С. 7-405.

11. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии 19 век / отв. ред И.Т. Фролов. – М.: Республика, 1995. – С5-93, 157-213.

Тема 8. ИСТОКИ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА

1. Образ человека в философии А.Шопенгауэра. Идея сверхчеловека в творчестве Ф. Ницше.

2. Новое понимание человека в творчестве С. Кьеркегора. Антропологическое учение экзистенциализма.

3. Сущность человека в психоанализе.

4. Новый образ человека в искусстве постмодерна. «Антропологическая катастрофа». Кризис европейской культуры.

Основные понятия: воля к жизни, воля к власти, декаданс, сверхчеловек, иррационализм, нигилизм, волюнтаризм, психоанализ, сознание, бессознательное, сверхсознание, архетип, пограничная ситуация, ответственность, свобода, бытие-в-мире, бытие-к-смерти, фактичность, постмодернизм, экзистенциализм, «смерть человека», «антропологическая катастрофа», коллаж, расколотое сознание, шизоанализ.

С середины XIX века была осуществлена антропологическая рокировка. Место разумной сущности человека заняла воля, «я хочу». В философии Шопенгауэра воля предстала как мировая, объективная движущая всем живым сила (как воля к жизни). Поскольку она всегда «голодная», «слепая» воля, человек обречен на страдания. Даже любовь есть некая уловка, чтобы принудить людей к деторождению. По мнению Шопенгауэра, человек обитает между волей и представлением, между инстинктом и культурой. И поскольку любое представление – лишь феномен, иллюзия, постольку человек несвободен. Об этом свидетельствует и врожденный характер человека, предшествующий любого рода мотивации.

В дальнейшем происходит антропологизация волюнтаризма. Воля есть воля к власти, проявление которой убивает в человеке «тварь дрожащую» и перерождает в сверхчеловека. Ницше принадлежит антропологическая идея о преодолении, трансцендировании: «человек есть мост, натянутый между животным и сверхчеловеком». По мнению немецкого философа, человеку мешает расти ввысь вся христианская культура и религия с их идеей смирения, покорности, слабости. А поскольку диагноз середины XIX века – это «смерть Бога», всеобщее неверие, декаданс, то место Бога занимает сверхчеловек.

Как прежде Бог, эта личность даст человеческой массе ее ценности и скрепит их собственными авторитетом и мощью. Сама эта свободная и самовла­стная личность, наделенная скорее демоническими, чем собственно человеческими чертами, «белокурая бестия», остается за пределами всяких ценностей, всякой морали, «по ту сторону добра и зла». Как ви­дим, на место Бога становится ничем не связанный, гениально одаренный и могучий человек, и это роднит Ницше с гуманистами Возрожде­ния. Однако позиция Ницше может быть охарактеризована скорее как квазирелигиозная, как «человекобожие» (термин Н. Бердяева), чем как гуманизм в собственном, современном смысле слова. Не случай­но Ницше, вопреки его громогласно заявляемому отвращению к хри­стианству, столь популярен среди религиозных и в частности христи­анских мыслителей, - ведь и всякий религиозный культ есть культ силы.

Формирование новой породы людей-господ, согласно Ницше, предполагает элиминацию или подчинение слабых; гуманная состав­ляющая морали есть лишь «мораль рабов» или достойный презрения «ресентимент», низкая мстительность, плод рабской зависти к силь­ным мира.

С волей к власти сверхчеловека, по Ницше, естественно сопряжены гармония в нем «дионисийского» и «аполлоновского» начал, т. е. экстатической радости и жажды жизни, не знающей моральных преград и поднимающейся над ее неизбывным трагизмом, и невозмутимости и утонченности духа, того, что чаще всего обозначают категорией «эстетизм».

Кроме волюнтаризма с середины XIX века наметилась и экзистенциальная линия философствования о человеке. Датский философ С. Кьеркегор стал рассматривать человека не с позиции вечной сущности, но с позиции его конечного существования (экзистенции). Экзистенция – это возможность быть иным, т.е. меняться, развиваться, что ставит человека под вопрос. Таким образом, человек есть конечное, смертное существо, устремленное в бесконечное, к Богу. Выделяя три типа экзистенции (эстетик, этик, «рыцарь веры»), Кьеркегор ставит последнего выше всех. Ведь именно в вере, абсурдной, непонятной и ужасающей, человек оказывается наедине с Богом. Авраам – герой абсурда, которого нельзя понять.

Формула, которую дали экзистенциалисты – «существование предшествует сущности» – изменила сам подход к проблеме человека. Человек есть бытие-в-мире, что означает тождество антропологии и онтологии, человека и бытия. Человек случайным образом заброшен в мир, а потому он «обречен на свободу» (Ж.-П. Сартр). Свобода и есть само существование, выбор себя в ситуации. Именно в этом, по мнению Сартра, и заключается гуманизм экзистенциализма, ведь человек сам строит свою судьбу, он сам принимает решения и отвечает за них. И, несмотря на то, что мир, по сути, абсурден (А. Камю), человек должен бунтовать, а не быть вещью.

Экзистенциализм оказал существенное влияние на антропологические учения XX века. Большим открытием стало фрейдовское учение о бессознательном как биологическом сексуальном инстинкте (Эрос) и как инстинкте смерти (Танатос). Это во многом объяснило мотивы поведения людей, деструктивные поступки и действия, психозы и неврозы. Человек оказался разорванным и несвободным в борьбе Оно (инстинкты) и Сверх-Я (культура). Отрицая свободу, Фрейд также склонен биологизировать человеческую любовь.

В дальнейшем этот недостаток был устранен К.-Г. Юнгом, который увидел в бессознательном не только личное, но и коллективное бессознательное. Оказалось, что человек связан со всем культурным наследием за счет отложившихся в глубине психики архетипов (некоего осадочного опыта всего человечества). Выявление в процессе психоанализа этих архетипов давало возможность объяснить человеку причины его непонятных поступков, неадекватных реакций, неврозов.