Данные методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре». О значимости и сути этого курса свидетельствует уже его название. Проблема человека занимает особое место среди философских проблем: с одной стороны, способность поставить и философски осмыслить вопрос, что такое человек, каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования, свидетельствует о высокой философской рефлексии, с другой, по словам П.С. Гуревича, человек задумался над тем, кто он такой, едва научившись выражать свои мысли посредством знаков и символов. Проблема человека рассматривается по-разному, но на всех этапах развития мировой философской мысли. Без глубинного постижения человека, его природы и предназначения другие вопросы не обретают необходимой философской глубины и целостности. Человек и смысл его жизни рассматриваются в рамках связей «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное пространство человека – это пространство культуры: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его» (Н. Бердяев).
Тематика предложенного курса, как свидетельствуют планы семинарских занятий, формируется на опыте двух учебных дисциплин – философии, которая изучается на втором курсе, и культурологии, включенной в учебный план 1 курса. Таким образом, освоение электива «Человек в философии и культуре» предлагает творческое освоение материала двух дисциплин.
Кроме литературы – основной и дополнительной – хотелось бы обратить внимание студентов на следующие источники:
1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева, П.П. Гайденко и др.: в 2 ч. М., 1990.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001.
3. Культурология: История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.
4. Образы человека в науке и культуре. Электронная хрестоматия. http://www. courier. com. ru//humanities/.
5. О человеческом в человеке / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.
6. Феномен человека. Антология / сост. П.С. Гуревич. М., 1993.
7. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. М.: Рос. Гуманист. об-во, 2005.
8. Человек. Философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Наука, 2000.
Тема 1. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
1. Проблема человека в контексте философской мысли.
2. Философские проблемы антропосоциогенеза.
3. Человек, природа, культура.
4. Феномены человеческого бытия.
5. Проблема смысла жизни.
Основные понятия: человек, личность, антропология, антропосоциогенез, природа, общество, культура, смысл жизни, свобода воли, индивид, индивидуальность, любовь, смерть, свобода, одиночество.
Проблема человека, его сущности, существования, предназначения и судьбы – одна из важнейших и древнейших проблем в истории философской и культурологической мысли. В ходе своего многовекового развития и неразрывно связанного с этим познания окружающего мира человечество стремилось найти адекватное определение сущности человека. Ответ на вопрос «что такое человек?» в различных философских и религиозных системах различен.
1. Первое представление о человеке родилось не в философии и не в науке, оно появилось в недрах религиозной веры. Здесь необходимо отметить сюжеты и предания иудаизма, античную религиозную традицию, мифологию Древнего Востока. Именно в них речь идет об известном мифе о сотворении человека, его души и тела, о происхождении человеческого рода от одной прародительской пары. В данной религиозной и мифологической традиции закладываются элементы комплекса идей о свободе личности, о бессмертии души и о преображении тела, о воскресении, о воздаянии и т.д.
2. Человек есть homo sapiens, т.е. человек разумный. Это определение восходит еще к античности и является господствующим на протяжении всего периода классического рационализма. Эта концепция наиболее полно была обозначена Анаксагором, а философски оформлена Платоном и Аристотелем. Суть этого воззрения в проведении различия между животным и человеком по признаку разумности. Здесь человеческое самосознание впервые возвышается над всей остальной природой.
3. Человек есть homo faber, т.е. «человек дела». Индивид – психо-физический организм, отличающийся от животного более развитой степенью своего технического интеллекта. Человеком руководят влечения. Доктрина «хомо фабер» развивалась в историческое направление медленно и постепенно, начиная с Демокрита и Эпикура. Все многообразие деятельности человека сводится к трем основным, первоначальным и универсальным инстинктам: 1) инстинкт размножения и все его производные (половой инстинкт, инстинкт самосохранения потомства, либидо); 2) инстинкт роста и власти; 3) инстинкт пропитания, сохранения.
4. Человек есть дезертир жизни. Согласно этому подходу, человек с его разумом есть тупик жизни, он есть «несостоявшееся животное». Все созданное человечеством есть проявление слабости и бессилия, невозможности развиваться биологически.
Проблема человека и его происхождения неразрывно связана с проблемой генезиса культуры. Становление человека, его переход от дикого состояния к собственно человеческому не может быть отделено от становления культуры. Поэтому проблема генезиса культуры, её назначения и сущности также не имеет однозначного и окончательного решения.
Человек как существо, осознающее свое место в мире, всегда стремился осмыслить явления, с которыми он сталкивается в своей непосредственной жизни. Внимание лучших умов человечества издавна приковано к таким феноменам как страх, смерть, страдание, любовь и т.д. Переживание этих явлений находило отражение в философии, религии, искусстве. Одной из сложнейших проблем, связанных с человеческим существованием, является проблема смысла жизни. Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Каково предназначение человека? Ответы на эти вопросы составляют вечный поиск человечества в лице его выдающихся представителей.
Контрольные вопросы
1. Какие философские концепции существуют в подходе к человеку?
2.В чем заключается теория трудового генезиса человека?
3. Как соотносится биологическое и социокультурное в человеческой природе?
4. Что относится к основным феноменам человеческого существования?
5. Каково понимание смерти в различных типах религиозных и философских систем?
6. Какие оценки ценности человеческой жизни присутствуют в истории философской мысли?
Темы рефератов
1. Современные концепции антропогенеза.
2. Социальное и биологическое в человеке.
3. «Положение человека в Космосе»: философская антропология М. Шелера.
4. Гуманизм как философская проблема.
5. Свобода в культурах Запада, Востока, России.
6. Смысл жизни и традиции русской культуры.
7. Происхождение религии как антропологическая проблема.
Библиографический список
Основной
1. Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2001 - 278 с.
2. Радугин А. А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
3. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Демидов. – Минск: Амита - Маркетинг, Менеджмент, 1997. – 192 с.
4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человек / Э. Кассирер. – М.: Гардарика, 1998. – 784 с.
5. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. – М.: Лабиринт, 1996. – С. 351-359.
6. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб.: Изд-во «Лань», 1997. – 384 с.
7. Мещерякова Н.А. К курсу философской антропологии: Размышления о предмете / Н.А. Мещерякова // Человек, познание, культура: Сб. работ преподавателей и сотрудников ф-та философии и психологии Воронежского гос. ун-та. – Вып. 3 / под. ред. И.И. Борисова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та , 2001. – С. 33-35.
8. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004.
9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
10. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 669 с.
Дополнительный
1. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – 384 с.
2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 336 с.
3. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – С. 202-300.
4. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Культурология ХХ век: Антология . – М.: Юристъ, 1995. – С. 297-330.
5. Марков Б.В. Философская антропология «после смерти человека» в России и на Западе / Б.В. Марков // Вече: Альманах русской философии и культуры. – СПб., 1997. – Вып. 9. Февраль-май. – С. 155-171.
6. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. – С. 282-286.
7. Плеснер Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии: сб. переводов. – М.: Наука, 1988. – С. 96-151.
8. Рикёр П. Человек как предмет философии / П. Рикёр // Вопр. философии. – 1989. - № 2. – С.41-50.
9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.: АСТ, 2002. – 553 с.
10. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. – М.: Республика, 1994. – 432 с.
11. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии. – М.: Наука, 1998. С. 375-403.
12. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Избранные произведения. – М.: «Гнозис», 1994. – 414 с.