Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по философии для студентов ргму выпуск Москва (стр. 10 из 14)

4. На каком основании Е. Трубецкой называл «Троицу» А. Рублева «умозрением в красках»?

5. Что такое «исихия» и «умная молитва» в исихазме, движении афонских монахов, богословие которого было изложено Григорием Паламой? Какое влияние византийский исихазм оказал на русскую культуру и искусство?

6. Каковы были особенности и культурная роль монастырского жительства на Руси? Чем отличаются общежитийные монастыри от отшельнического (скитского) монашеского жительства? В чем заключался древнерусский идеал «нестяжания»?

7. Почему за Древней Русью закрепилось название «Святой Руси»? Что такое «двоеверие» периода Киевской Руси, о котором говорит академик Б.А. Рыбаков?

8. Как понимать мысль св. Серафима Саровского о том, что цель христианской жизни – «стяжание благодати»?

9. В чем заключался смысл выбора между Востоком и Западом князя Александра Невского в сторону Востока? И каким образом этот выбор отразился на судьбах России?

10. В чем митрополит Илларион видел предназначение русского народа? В чем заключается «русская идея» прежде и сегодня?

11. Как связаны наука и религия, по мнению М.В. Ломоносова?

12. В чем заключается гносеологический дуализм философской концепции Г. Сковороды? Почему его называли «русским Сократом»?

13. Существует ли бессмертие души, по мнению А.Н. Радищева?

Ключевые понятия: Крещение Руси, православие, исихазм, исихия, святость, язычество, двоеверие, иосифлянство, нестяжание, «русская идея», гносеологический дуализм, бессмертие души.

Семинар № 25. Россия между Востоком и Западом.

Поиски оригинального пути русской философии. (2 часа).

1. Судьба России как объект философских споров (П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, славянофилы, западники).

2. Философское осмысление своеобразия культуры и исторического пути России. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Принцип соборности. Православие – самодержавие – народность.

3. Философские взгляды русских революционеров-демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Писарева и др.). Антропологический принцип и принцип разумного эгоизма в философии Н.Г. Чернышевского.

4. Россия между Западом и Востоком. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»). К.Н. Леонтьев об основах русской цивилизации («Византивизм и славянство»).

5. “Почвенничество” Ф.М. Достоевского. Критика славянофильства и западничества.

6. Этика любви и метафизика своеволия в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстой о вере, смысле жизни и об искусстве. («Исповедь», «В чем моя вера» и др.). Философский смысл «Легенды о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского. Значение свободы для человека. Философские идеи в образах романов Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.)

Обязательная литература:

1. Введение в философию, Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2005.

2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.: Греко-латинский кабинет. М., 1996, С. 4-30, 132-165,190-209.

3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.

4. Канке В.А. Философия. М.,2000, С. 113-144.

5. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001, С.157-200.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т.1. – Л., 1991, С. 11-54.

7. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. //Гоголь Н.В.Духовная проза. М.,1993.

8. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.

9. Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002.

10. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву //Русская идея. М.,1992, С. 49-51.

11. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. //П.Я. Чаадаев. Сочинения.

М.: Мысль,1989, С.15-34.

12. Хомяков А.С. О старом и новом. //Русская идея. М.,1992, С.52-63.

13. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого. //Русская идея С. 73-90.

14. Герцен А.И. Prolegomena. //Русская идея С. 118-128.

Дополнительная литература:

1. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. //Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1993. 2. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.,1989.

3. Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева.

М.: Раритет, 1997.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М.: Книга, 1991.

5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. //Достоевский Ф.М. Сочинения. В 12-ти тт. Т.12. М.,1982. С.290-312 (глава «Великий инквизитор»); с.146-166 (глава «Черт. Кошмар Ивана Карамазова»).

6. Достоевский Ф.М. Пушкин. //Русская идея С. 129-146.

7. Достоевский Ф.М. Два лагеря теоретиков.- //Дягилев В.В. Хрестоматия по занимательной философии. М., 1996, С. 115-140.

8. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. //И.А. Ильин. Путь к очевидности. М.: Республика,1993, С.6-133.

9. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996.

10. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель,1991.С.4-81.

11. Леонтьев К.С. Византивизм и славянство. //Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М.: Республика, 1996. С.94-155; Средний европеец как идеал и как орудие всемирного разрушения. //Там же, С.400-431.

12. Очерки по русской философии. (А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет). Свердловск, 1991.

13. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М.: Молодая гвардия, 1991.

14. Пушкин А.С.: путь к православию. М.: Отчий дом, 1996.

15. Сопронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: Церковь и культура, 2000.

16. Толстой Л.Н. Исповедь. //Толстой Л.Н. Сочинения. В 22-х тт. том 16. – Москва, 1983,

С. 106 – 166.

17. Федоров Н. Сочинения. М.: Мысль,1982.

18.Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. //Чернышевский Н.Г. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1987, С. 146-229.

19. Шестов Л. Добро в учении гр.Толстого и Ф.Ницше. //Шестов Л. Избранные сочинения. - М.,1993. С. 39-158. Его же. Достоевский и Ницше. //Там же, С.159-326.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем А.С. Пушкин не согласен с П.Я. Чаадаевым в вопросе о судьбе России?

2. В чем взгляды славянофилов совпадают с взглядами западников, а в чем кардинально отличаются? В чем в их воззрениях проявляется утопия и в чем реальность?

3. Как оценивали деятельность Петра I славянофилы и западники? И как те и другие относились к русской самодержавной монархии и к русской общине?

4. Каковы были идеалы русских социал-демократов и против каких обстоятельств русской действительности они выступали? Какой смысл они вкладывали в понятие «революция»?

5. Какое влияние на русскую мысль ХIХ века оказала немецкая классическая философия?

6. Как определяет Н.Я. Данилевский славянский культурно-исторический тип и перспективы его развития? Почему К.Н. Леонтьев, во многом разделяя взгляды Н.Я. Данилевского на судьбы мира и России, скептически относился к идее Всеславянского союза (панславизма) Данилевского?

7. В чем К.Н. Леонтьев видел упадок жизни и культуры Европы? С какими основаниями русской жизни, культуры и государственности он связывал возможности России избежать всеобщего упадка европейской цивилизации? Как он оценивал влияние Византии на Россию?

8. Как следует понимать утверждение Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир»? В чем Достоевский видел смысл искусства и его задачи в действительной жизни?

9. В чем заключается проблема человека для Достоевского? Почему он ее связывает с проблемой отношения человека к Богу (Раскольников: «тварь я дрожащая, или право имею», «если Бога нет, значит, все позволено» и т.д.)?

10. Почему Ф. Достоевский не согласен с категорическим императивом И. Канта?

11. В чем Л.Н. Толстой разошелся с христианством? Чем этика Толстого (панморализм) отличается от этики христианской?

12. Каковы были аргументы критики И.А. Ильина (работа «О сопротивлении злу силою») принципа «непротивления злу силою» Л.Н. Толстого? Каким образом принцип «непротивление злу силою» связан с буддистским принципом «недеяния»?

13. Как вы думаете, чем был обусловлен перелом в миросозерцании как Ф. Достоевского, так и Л. Толстого от социал-демократических убеждений материалистической направленности к религиозному мировоззрению?

Ключевые понятия: славянофилы, западники, соборность, самодержавие, народность, революция, демократия, община, антропологический принцип, «разумный эгоизм», русская цивилизация, культурно-исторический тип, панславизм, византивизм, недеяние, «непротивление злу силою», красота, искусство, панморализм, “почвенничество”, евразийство.

Семинар № 26. «Серебряный век» русской философии.(2 часа).

1. Философия всеединства В.С. Соловьева. Соборность и софийность. Оправдание добра. Смысл искусства и любви в философии В.С. Соловьева. Идея теократии и разочарование в ней. «Три разговора. Повесть об Антихристе».

2. Религиозная философия С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка.

3. Философия русского космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: проблема смерти и победа над ней. Теория «ноосферы» В.И. Вернадского.

4. Персонализм и философия свободы Н. Бердяева. Эрос и личность. Метафизика пола В. Розанова.

5. Исторические судьбы русской философии. Социальная философия И.А. Ильина. Философия мифа и философия имени А.Ф. Лосева. Евразийство. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Обязательная литература:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Московское издательство, 2005.

2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.: Греко-латинский кабинет, 1996, С. 4-30, 132-165,190-209.

3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.

4. Канке В.А. Философия. М.,2000.С. 113-144.

5. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.157-200.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т.1,2. Л.,1991.

7. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.