Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по философии для студентов ргму выпуск Москва (стр. 11 из 14)

8. Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002.

9. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2.М.: Мысль, 1988.

10. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2.М.: Мысль, 1988.

11. Соловьев В.С. Смысл любви. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2.М.: Мысль, 1988;

12. Соловьев В.С.Общий смысл искусства. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2.М.: Мысль, 1988;

13. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт.Т.1.М. : Мысль, 1988;

14. Блок А.М. В.С. Соловьев: «…Благо через Истину в Красоте». // Философия – культура: история и теория. М., 2000. Ч.II. С. 178-188.

Дополнительная литература:

1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. С.4-10.

2. Флоренский П. Иконостас. //Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс, 1993. С.265-280.

3. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебрянного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

4. Очерки истории русской философии. (А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет). Свердловск, 1991.

5. Франк С.Л. Крушение кумиров. //Франк С.Л. Сочинения. М.,1990. С.113-182.

6. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М.: Молодая гвардия,1991.

7. Бердяев Н.А. Эрос и личность. М.,1989.

8. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. //Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука,1988. С.20-195.

10. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.,1993.

11. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

12. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.,1992.

13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.393-599.

14. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М.: Республика, 1991.

15. Розанов В.В. Уединенное. В 2-х тт. Т. 2. – М., 1990. С.7-194.

16. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х тт. Т.1 (1 и 2 части). М.,1990.

17. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. //Шестов Л. Избранные произведения. М., 1993.

С.327-475.

18. Эрн В.Ф. Борьба за логос. //Эрн В.Ф. Сочинения. М.,1991. С. 11-296.

19. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1992.

20. Вехи. Из глубины. М.,1991.

21. Русская идея. М.,1992.

22. Русский Эрос или философия любви в России. М.,1991.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

24. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем заключается учение о Софии (софиология) В.С.Соловьева? Какие смыслы несет в себе понятие Софии у В.С. Соловьева?

2. Почему Абсолют в философии всеединства В.Соловьева содержит два полюса? В чем заключается различие в понимании Бога между христианским православным богословием и религиозной философией В. Соловьева?

3. Чем смысл любви у В. Соловьева отличается от понимания любви у Платона?

4. В чем заключается философское основание «оправдание добра» у В.Соловьева?

5. В чем заключается современный смысл идей В. Соловьева о всеединстве мира и

Богочеловечности?

6. За что религиозные философы (С.Булгаков, Л. Карсавин) критиковали философскую систему В.Соловьева?

7. Как русские философы начала ХХ века относились к учениям З.Фрейда и О. Вейнингера?

8. Что такое «религиозный материализм» и как связано учение П.А.Флоренского о пневматосфере с учением В.И.Вернадского о ноосфере?

9. В чем смысл «русской идеи» по И.А.Ильину? Каким видит будущее русского народа И.А.Ильин («Характер русского народа», «Наши задачи» и др.)?

10. В чем отличие русского коммунизма от его иных разновидностей по Н.А.Бердяеву?

11. Почему персонализм Бердяева граничит с анархизмом и даже с демонизмом (по П.Гайденко)?

12. Что такое «пассионарность» в теории этногенеза Л.Н.Гумилева и каковы причины ее появления и функционирования?

13. Какую роль сыграла в революционном процессе начала ХХ века интеллигенция в России и каким образом она сама оценивала и осознавала себя в революции, революцию в целом и ее последствия?

14. В чем видит решение проблемы смерти Н. Федоров и в чем его отличие от христианского понимания смерти и ее смысла?

15. Каковы смысл и история русского анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин)?

Ключевые понятия: Абсолют, всеединство, соборность, София, софийность, софиология, добро, «цельное знание», теократия, логос, любовь, искусство, антихрист, пневматосфера, ноосфера, миф, символ, имя, евразийство, пассионарность, русский космизм, смерть, бессмертие, свобода, персонализм, демонизм, анархизм, революция.

Семинар № 27. Философская антропология. (2 час.)

1. Проблема определения природы человека в истории философии. Человек как духовно - телесное существо, специфика его деятельного культурного бытия.

2. Сознание и формы психической деятельности. Проблема идеального.

3. Понятие индивидуальности человека. Проблема личности.

4.Человек в условиях технократической цивилизации. Техника и этика. Значение нравственных, научных, политических и религиозных ценностей в человеческой жизни.

Обязательная литература:

1. Введение в философию./ Автор. Кол. Фролов И.Т. и др. М., 2002.

С. 436 – 448, 451 – 471.

2. Мир философии. Книга чтения. В 2 – х частях. М., 1994.

3. Михайлов Ф.Т. О душе. //Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001.

4. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М.: Индрик, 2003.

5. Найденкин С.М. Проблема идеального в отечественной философии. М.,2003.

6. Ильенков Э. В. Идеальное. //Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962.

Дополнительная литература:

1. Феномен человека. М.: Высшая школа, 1990.

2. Этот человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995.

3. Новая философская энциклопедия. Т.2. М., 2001, ст.: “Разум”, “Рассудок”, ”Разум и вера”, “Разум практический”.

4.Кара – Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.

5.Кассирер Э. Опыт о человеке. //Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998.

6.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

М.: Политиздат, 1999.

7.Проблема человека в западной философии. М., 1988.

8.Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого “Я”. М., 1978.

9.Гвардини Н.Феномен человека. М.: Высшая школа, 1993.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Понятие о психосоматическом единстве человеческой жизнедеятельности в норме и патологии.

2. Каково соотношение понятий: “личность”, “индивид”, “человек”?

3. Творческие способности человека – это дар природы, Бога или результат формообразующей деятельности коллективного бытия индивида?

4.Что такое душа человека?

5. Как связаны уровни и формы человеческой деятельности?

Каким Вы видите будущее человека?

Ключевые понятия: человек, индивид, личность, душа, дух, сознание, самосознание, идеальное, мышление, культура, чувственность, бессознательное, техногенная цивилизация.

Семинар № 28. Учение о бытии. Философская онтология.(2 часа).

1. Проблема бытия в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

2. Дух и материя. Материализм и идеализм.

3. Движение и развитие. Модели и законы развития. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность. Прогресс как проблема.

4. Пространство и время. Проблема пространства и времени в истории философии. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческие и методологические основы. Понятие биологического и психологического пространства и времени.

5. Понятие «картина мира». Формирование научной картины мира. Квантово-релятивистская картина мира ХХ-ХХI вв. Современное представление о единстве мира. Единство биосферы, социума и космоса.

6. Проблемы современного мира. Взаимоотношение человека и техники. Философия техники: происхождение и природа техники. Теория «ноосферы» В.И.Вернадского. Компьютерные технологии и «виртуальная реальность». Экология и экологический кризис. Глобализм и системный кризис цивилизации, перспективы ее развития в ХХI веке.

Обязательная литература:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. –М.: Московское издательство, 2005.

2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.,1991.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.223-307.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М.: Приор, 2001

6. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.: Новый век,2001.

7. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

Дополнительная литература:

1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы.

М.: Наука, 1982.

2. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.,1990.

3.Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

4. Гейзенберг Г. Шаги за горизонт. М.: Прогресс,1987.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997.

6. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М.,1989.

7. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. //Вопросы

философии, 1992, № 12.

9. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.

10. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. //Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998.

11. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. //Вопросы философии, 1999, № 4.

12. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.

13. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

15. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988.