1. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского?
2. Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение?
3. Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и Анаксагора.
4. Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство «судьбы» с «логосом» Гераклита?
5. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?
6. Демокрит о человеке, его жизни и человеческих ценностях.
Ключевые понятия: бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, детерминизм, причина, противоположности, диалектика.
Семинар № 6. Афинская школа. (4 часа).
1. Софисты. Протагор: человек есть мера всех вещей. Антропологизм, субъективизм и
релятивизм философии софистов.
2. Жизнь и учение Сократа. Сократический идеал мудреца и философствования. Проблемы человека: «познай самого себя». Этический рационализм: «добро есть знание». Постановка проблемы единичного и общего. Сократический метод: «ирония» и «майевтика».
3. Философия Платона. Космос Платона. Учение о Мировой душе. Учение об идеях, о бессмертии души, о познании как припоминании. Учение о государстве. Искусство как «мимезис» (подражание).
4. Философия Аристотеля. Критика учения об идеях Платона. Учение о первичных и вторичных сущностях и четырех причинах вещей. Категории. Космология. Учение о душе. Этика. Политика.
Обязательная литература:
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. С. 46-55.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.124-300.
3. Аристотель. Метафизика. //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1976. (Книги 1, 4, 12).
4. Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.63-68,191-197, 645-660.
5. Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. С. 371-375,394-399.
6. История философии. Запад – Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья). М.: Греко-латинский кабинет,1995. С.111-135.
7. Канке В.А. Философия. М.,2000. С. 27-44.
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994.
9. Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. С.224-242.
10. Платон. Пир. Теэтет. //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970.
11. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М.,2001. С.33-74.
12. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 46-66.
13. Телегина Н.В. Философское учение Платона в системе античной культуры. //Философия – культура – медицина: история и теория. М., 2006. С. 57- 65.
14. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995.
Дополнительная литература:
1.Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.
2. Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985.
3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ – СПб.: Университетская книга, 2000.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль,1979.
5. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. //Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.
6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.
7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.
8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Глава II.
9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.
10. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт.
Т.2. - М.: Мысль, 1988.
11. Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли): Интеллектуальный энциклопедический справочник: В 2-х т. – Симферополь, 2000. Т.1
12. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003.
13. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.
14.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Каким образом жизнь Сократа связана с его философией? В чем сходство и различие между философией Сократа и философией софистов?
2. Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый» и др.) и как они могут быть разрешимы?
3. В чем сходство и различие между «атомом» Демокрита и «идеей» Платона?
4. В чем смысл известной метафоры о «пещере» Платона?
5. При помощи каких аргументов Платон доказывает бессмертие души («метампсихоз»)? (Диалог «Федон»).
6. Имеет ли отношение «платоническая любовь» к Платону? Любовь как путь к истине, благу и красоте (диалог «Пир»).
7. Какое место в космологии Платона занимает «мировая душа»? (диалог «Тимей»).
8. Является ли социалистическим государство Платона? (диалог «Государство»).
9. Почему Аристотель не удовлетворяется одной сущностью у вещей и допускает вторую сущность вещей? В чем она заключается?
10. В чем сходство и различие между «идеей» Платона и «формой» Аристотеля?
11. Какое место в космологической картине мира у Аристотеля занимает Ум- Перводвигатель?
12. В чем заключается природа движения по Аристотелю?
13. Что означает понятие «энтелехии» у Аристотеля?
14. Аристотель и античная наука. (Логика, биология, психология, физика и др.).
15. Природа искусства, трагедии и трагического «катарсиса» (очищения) у Аристотеля. Медицинский и философский аспекты катарсиса.
Ключевые понятия: софистика, софизм, антропологизм, релятивизм, единичное и общее, философский метод, майевтика, ирония, рационализм, идея, бессмертие души, метемпсихоз, философский диалог, мимезис, государство, сущность, форма, катарсис, энтелехия, благо, истина, красота, платонизм, перипатетики.
Семинар № 7. Философия эпохи эллинизма. (2 часа).
1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма (вторая половина IV в. до н.э.- V в. н.э.). Философия Древнего Рима. Этическая направленность эллинистической философии. Понятие атараксии.
2. Скептицизм: кризис античной рациональности. Скептический идеал мудреца.
3. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
4. Эпикуреизм: проблема свободы и счастье человека. Единства этики и физики Эпикура.
5. Неоплатонизм: учение о Едином, принцип эманации и иерархия бытия. Плотин и конец античной философии.
6. Развитие медицины и ее связь с философией в эпоху эллинизма. Школа Галена.
Обязательная литература:
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.301-390.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов //авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. С. 55-57.
3. История философии. Запад – Россия – Восток. (Книга первая: Философия древности и средневековья). М.: Греко-латинский кабинет, 1995. С.128-242.
4. Канке В.А. Философия. М.,2000. С. 44-53.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ, 1994.
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.
7. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М., 2001. С.74-94.
8. Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С. 66-79.
9. Введение в философию. В 2-х ч. Ч.1. М., 1989. С.113-115.
10. Лосев А.Ф. Словарь античной философии М.: Мир идей, 1995.
11.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.
Дополнительная литература:
1. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982. Его же. Античная философия. М.,1985.
2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.-СПб.: Университетская книга, 2000.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.
4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.
5. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос.
М.: Мысль, 1993.
6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.
7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.
8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Глава 11.
9. Плотин. Избранные трактаты – в 2-х томах. М., 1994.
10. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. //Соловьев В.С.. Сочинения. В 2-х тт. Т 2 М.: Мысль 1988.
11. Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли ): Интеллектуальный энциклопедический справочник: В 2-х т. – Симферополь, 2000. Т.1
12. Фрагменты ранних стоиков. Т 1. М.: Греко – латинский кабинет, 1998.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом?
2. Античная философия и русская культура.
3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм?
4.Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности?
5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.
6. Платонизм и неоплатонизм.
7. Понимание искусства и теория образа у Плотина.
8. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?
9. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.
Ключевые понятия: стоицизм, эллинизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм, Единое, Ум, Душа, сомнение, индивидуализм, гедонизм, ригоризм, христианство, свобода, счастье, наслаждение, долг, смерть, иерархия бытия, эманация, апатия, атараксия, эвдемонизм.
Тема № 3 Европейская философия Средневековья.
Семинар № 8.
1.Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Средневековый стиль философствования.