2. Социально-исторические предпосылки возникновения христианской религии. Основные догматы и принципы христианства. Библия.
3. Культура средневековья. Философия средневековья. Теоцентризм. Монотеизм. Креационизм.
4. Проблема человека и его нравственного самосовершенствования. Основные принципы христианской морали. Нагорная проповедь Иисуса Христа.
Обязательная литература:
1. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.
2. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1992.
3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.
5. Лекции по философии и культурологии. Сборник. М., 2004.
6. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Том 2 СПб.: Петрополис,1994.
7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1981.
8. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
9. История средневековой философии. В 2-х частях. Часть 1. Патристика. – Минск: БГУ, 2002.
10. Сорвин К.В. Очерки по истории классической философии. М., 2001г.
11. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга 1. М., 1995г.
12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.
13. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.
14. Словарь. Христианство. М., 1998.
15. А. Мень. История религии. М., 1992.
16. А. Мень. Сын человеческий. М., 1992.
17. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс,1992.
Дополнительная литература:
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1998.
2. Арх. Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. М.,1995.
3. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к истине, 1991.
4. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995.
5. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. СПб.: Алетейя, 1998.
6. Добротолюбие. Т.1, 2. М., 1992.
7. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999.
8. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарог», 1993.
9. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.
10. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.
11. Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998.
12. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Axioma, 1995.
13. Флоровский Г. Восточные отцы 1У века. Париж, 1931.(Репринт – М., 1992).
14. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.,1998.
15. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.,1997.
16. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Вера в структуре человеческого сознания.
2. Жизнь Иисуса Христа как предмет философских, литературных и исторических исследований.
3. Библия как Откровение и исторический документ. Содержание и структура Библии. Ветхий Завет и Новый Завет.
4. Христианская историософия. Грехопадение как начало человеческой истории, бытия во времени.
5. Как можно понять высказывание св. Григория Нисского о человеке, что «человек без души – труп, а душа без разума – скот»?
6. Связь христианской антропологии с представлением о Боге как о Живом и Личном.
7. В чем сходство и различие между этикой ветхозаветной и этикой новозаветной?
8. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.
9. Отношение к телу в христианстве и в платонизме.
10. Христианство и медицинская практика.
11. Влияние христианства на средневековое искусство.
Ключевые понятия: христианство, эсхатология, теоцентризм, монотеизм, креационизм, трансцендентный, провиденциализм, теодицея.
Семинар № 9. Патристика и схоластика.
1. Философия патристики и ее проблемы. Ранняя Патристика II-III в.в. Ориген, Тертуллиан. Зрелая Патристика IV-V в.в. Аврелий Августин. Поздняя Патристика. Иоанн Дамаскин.
2. Философия истории А. Августина. Соотношение Божественного провидения и свободной воли человека. «О Граде Божьем».
3. Схоластическая философия. Проблема доказательств бытия Бога. Спор о природе универсалий (номинализм, реализм).
4. Проблема соотношения веры и разума в христианской философии (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Д. Скотт, У. Оккам.). Теория «двойственной истины». «Бритва» У. Оккама и её роль в становлении эмпирического знания и эмпирической методологии.
Обязательная литература:
1. Введение в философию. В 2-х ч. 1. М., 2003. С. 115 – 118, 124 – 128.
2. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.
3. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс,1992.
4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991г.
6. Лекции по философии и культурологии. Сборник. М., 2004.
7. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Том 2. – СПб.: Петрополис, 1994.
8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984г.
9. Гусейнов А.А. Великие моралисты.- М.: Республика, 1995.
10. История средневековой философии. В 2-х частях. Часть 1. Патристика. – Минск: БГУ, 2002.
11. Сорвин К.В. Очерки по истории классической философии. М., 2001.
12. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга 1. М., 1995.
13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
14. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.
15. Словарь. Христианство. М., 1998.
16. Мень А. История религии. М., 1992.
17. Мень А. Сын человеческий. М., 1992.
18. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
19. Августин А. О Граде Божьем. М., 1994.
Дополнительная литература:
1. Августин Блаженный. «О Граде Божьем». В 4-х тт. Т.1. М., 1994. С.69-83
2. Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998.
3. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Axioma, 1995.
4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1998.
5. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.
6. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.
7. Флоровский Г. Восточные Отцы IV века. Париж, 1931.(Репринт – М., 1992).
8. Флоровский Г. Восточные Отцы V-VIII веков. Париж, 1933. (Репринт – М.,1992).
9. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.
10. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995.
11. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.,1998.
12. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.,1997.
13. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991.
14.Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. СПб.: Алетейя, 1998.
15. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарог», 1993.
16. Арх. Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. М.,1995.
17.Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999.
18.Прот. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.
19. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М., 2001. С. 101-111.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Что есть общего и что различного между этикой ветхозаветной и этикой новозаветной?
2. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.
3. Отношение к телу в христианстве и в платонизме.
4. Христианство и медицинская практика.
5. Влияние христианства на средневековое искусство.
6. Философия Боэция – «последнего римлянина».
Ключевые понятия: схоластика, универсалии, номинализм, реализм, откровения, двойственная истина, душа, патристика, аверроизм.
Тема 4: Философия эпохи Возрождения.
Семинар № 10. Мир и человек в эпоху Возрождения. (2 часа).
1. Эпоха Ренессанса как переходная эпоха от средневековья к Новому времени. Основные характеристики эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм. От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса.
2. Эстетизация мира и человека в эпоху Возрождения. Выдвижение искусства на первый план в культуре Ренессанса. Синтез в искусстве теории и практики. Леонардо да Винчи о живописи и философии.
3. Ренессансный культ красоты, творчества, любви и достоинства человека (от Данте и Ф.Петрарки к Платоновской академии во Флоренции). Пико делла Мирандолла «Речь о достоинстве человека».
4. Особенности ренессансного типа философского и научного мышления. Пантеизм эпохи Возрождения. Роль Н.Кузанского, Дж.Бруно, Г.Галилея, Н.Коперника в формировании новой картины мира, основанной на принципе бесконечности и открытости. Скептицизм М.Монтеня.
Место человека в новом открытом мире.
5. Модели идеальных обществ Т.Мора и Т.Кампанеллы. Политический реализм Н.Макиавелли. Трагический характер гуманизма позднего Ренессанса (Б.Паскаль, У. Шекспир, М.Сервантес и др.).
6. Медицина в эпоху Возрождения. Парацельс о природе, магии и медицине. Андрей Везалий.
Обязательная литература:
1. Введение в философию. В 2-х частях. Ч.1. М.,2003.С.135-145.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
3. Мир философии. В 2-х тт. М.,1991.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль,1998.
5. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 101-107.
6. Канке В.А. Философия. М.,2000. С. 68-78.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994.С.212-322.
8. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 11-110.
9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат,1991.
10. Рюмина М.Т. Культура эпохи Возрождения. //Философия – культура – медицина: история и теория. М.,1999. С.40-45.
11. Букхардт Я. Культура в Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996.
Дополнительная литература:
1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1997.
2. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Алетейя, 2001.
3. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986.