Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по философии для студентов ргму выпуск Москва (стр. 5 из 14)

4. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Аст, 2001.

5. Джордано Бруно. Диалоги. М., 1934.

6. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999.

7. Кампанелла Т. Город Солнца. //Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М.,1989. С. 133-188.

8. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. М., 2000.

9. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.,1989.

10. Макиавелли Н. Государь. //Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С.8-85.

11. Мор Т. Золотая книга. //Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М.,1989. С. 19-132.

12. Монтень М. Опыты. В 3-х кн. М.,1992.

13. Николай Кузанский. Об ученом незнании. //Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М., 1979. - С. 53-60, 64-71,103-130.

14. Роттердамский Э. Философские произведения. М.,1986.

15. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 вв. М.,1984. с.8-183.

16. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М., 2001. С.130-141.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Философия и художественные образы «Божественной комедии» Данте.

2. Какие основания были у Микеланджело сомневаться в боговдохновенности своего творчества и полагать его «дьявольским наваждением»?

3. Почему Леонардо да Винчи считает живопись философией и стоящей даже выше философии?

4. Как меняются смыслы любви в эпоху Возрождения? (Ф.Петрарка и др.)

5. Почему Макиавелли, будучи республиканцем, написал апологию государственного деспотизма («Государь»)? Как следует понимать его тезис – «цель оправдывает средства»?

6. Каким образом меняется смысл основного принципа ренессансного искусства - «подражание природе» - по сравнению с античным мимезисом Аристотеля?

7. Что значит в живописи Возрождения принцип «прямой перспективы»? И чем он отличается от принципа «обратной перспективы», характерного для средневекового искусства?

8. Почему в эпоху Возрождения в кругу ученых, художников возрастает интерес к магии, оккультным наукам, герметизму? Имела ли какое-либо значение магия в становлении науки Нового времени (если имела, то какое)?

9. Савонарола – «герой и мученик» эпохи Возрождения или «средневековый мракобес»? Жизнь и смерть Джироламо Савонаролы.

10. Является ли книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» литературным выражением жизнеутверждающей народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса (концепция М.Бахтина) или примером самокритики и саморазоблачения эстетического мировоззрения Ренессанса (А.Лосев)?

11. В чем заключается смысл вопроса Гамлета, заданного им себе самому («Быть или не быть, вот в чем вопрос»)? И как этот вопрос связан со смыслом всей трагедии Шекспира «Гамлет»? Какие философские проблемы поднимал Шекспир в других своих трагедиях («Макбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Отелло» и др.).

12. Почему Дон-Кихот Сервантеса смешон, комичен и одновременно производит трагическое впечатление?

Ключевые понятия: Ренессанс, искусство, эстетизация, антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм, титанизм, универсализм, личность, пантеизм, бесконечность, трагическое, комическое, скептицизм, «подражание природе», прямая перспектива.

Тема: Философия Нового времени

Семинар 11. Формирование философии Нового времени (2 часа)

1.Социокультурный генезис новоевропейской философии.

2.Формирование новоевропейского стиля философствования. Ренессансное мышление и его особенности. Переход от ренессансного к новоевропейскому стилю философствования.

3.Протестантизм и духовно-культурные образы Реформации. Роль и место протестантизма в становлении философского сознания Нового времени. Протестантизм и философский рационализм (М.Лютер, Т.Мюнцер).

4.Особенности новоевропейского культурно-исторического типа рациональности.

Обязательная литература:

1. Статьи «Протестантизм», «Реформация», «Философия Нового и новейшего времени». //Новая философская энциклопедия. Т.3, 4. – М.: Мысль, 2001.

2. История философии. Запад – Россия-Восток. Кн.2. Философия Нового времени. М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время.

С-Пб.: Петрополис, 1994.

4. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕРСЭ, СПб.: Университетская книга, 2000.

5. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

6. Будов А.И. Реформация и социальные изменения в европейском обществе. // Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

7. Котенко В.П. История и философия классической науки.- М.: Академический проект, 2005.

Дополнительная литература:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными

науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

3. Лютер М. О рабстве воли. //Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986.

4. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.

5. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения. – Харьков: ОКО,1992.

6. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Парадоксы протестантского человека. Почему процесс универсализации личности в эпоху Реформации осознается как собственная «ничтожность» человека («рабство воли»), как исполнение воли Бога?

2. «Спасение только верой» - что означает этот тезис М. Лютера?

3. В чем заключается учение о божественном предопределении Ж. Кальвина? Как оно связано с учением о промысле Божием Августина Блаженного?

4. Почему стержень первых философских исканий Нового времени проходит не в области «натуральной философии», а в сфере нравственной?

5. Как понимать фразу Б. Паскаля: «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности»?

6. Как понимать мысль Б. Спинозы, что «истинная вера пробудила разум в человеке»?

7. Научная программа Исаака Ньютона. Эксперимент. Абсолютное пространство и время.

8. Теория движения Г. Галилея. Создание теоретической механики.

9. Медицина XVII века. В. Гарвей и основание новой физиологии.

10. В чем различие методов Ф. Бэкона и Р. Декарта?

11. Как Спиноза преодолевает дуализм Р. Декарта?

Ключевые понятия: протестантизм, индульгенция, Реформация, божественное предопределение, свободная воля, научная революция, наука, научный метод, механика, индукция, дедукция, номинализм, эмпиризм, рационализм, истина, методическое сомнение, cogito ergo sum, метафизика, субстанция, атрибут, дуализм, гносеология, онтология, «врожденные идеи», источники заблуждений, эксперимент, абсолютное пространство и время, картезианство.

Семинар 12. Основные научные и философские программы Нового времени. (2 часа)

1. Возникновение и развитие новоевропейской науки как особой формы культурно-исторической традиции. Истоки и рождение «новой» науки. Возникновение новых форм организации научной деятельности. Формирование науки как социального института.

2. Научная революция XVII века. Её социальные и культурные предпосылки.

3. Основные философские традиции Нового времени – рационализм и эмпиризм. Философский фундаментализм картезианства.

4. Основные научные программы: исследовательская программа Г. Галилея, методологическая программа Р. Декарта, программа И. Ньютона. Механицизм как картина мира и стиль мышления.

5. Становление эмпирической научной медицины.

Обязательная литература:

1. Статьи «Рационализм», «Эмпиризм», «Наука», «Механицизм», «Картезианство», //Новая философская энциклопедия. Т.2, 3, 4.- М.: Мысль, 2001.

2. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) – М.: Наука, 1987.

3. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс,1985.

5. Кирсанов А. Научная революция XVII века. – М.: Наука, 1987.

6. Котенко В.П. История и философия классической науки.- М.: Академический проект, 2005.

7. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

2. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. – М.: Наука, 1989.

3. Мейер-Штейнег Т. Медицина XVII-XIX/ - М.: Вузовская книга, 1999.

4. Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века.. М.: Аллегро-Пресс, 1994.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Как Вы понимаете выражение Ньютона «Гипотез я не измышляю»?

2. Прокомментируйте мысль Галилея: задача науки прочитать «Книгу Природы», написанную Богом на языке математики.

3. Сформулируйте основные «правила для руководства ума» Р. Декарта.

4. В чем сходство и различие образа ученого Галилея и образ ученого Ньютона?

5. В чем сущность метода идеализации Галилея?

6. Что является критерием выделения двух основных философских традиций в культуре Нового времени?

7. Прокомментируйте название главного труда Ньютона «Математические начала натуральной философии».

8. Каковы роль и место герметической традиции в становлении новоевропейской науки?

9. Каковы, согласно А. Койре, основные особенности научной революции XVII века?

10. Чем объясняется господство механицизма в современном научном мышлении?

Ключевые понятия: научная традиция, научная революция, научное сообщество, механицизм, деизм, картезианство, фундаментализм, научная картина мира, стиль научного мышления, рационализм, эмпиризм,

Семинар 13. Рационалистическая традиция Нового времени. (2 часа)