1. Правила для руководства ума Р. Декарта как методологическое основание картезианского фундаментализма. Методическое сомнение Р. Декарта.
2. Принцип философии Декарта «я мыслю - я существую» как начало философии и рационализма. Учение о врожденных идеях.
3. Метафизика Декарта. Учение о человеке. Декартовский дуализм и его место в современных антропологических науках.
4. Философия Б. Спинозы. Учение о единой субстанции. Проблема свободы человека.
5. Диалектический метод Г. Лейбница. Учение о монадах и принцип предустановленной гармонии.
Обязательная литература:
1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
2. История философии. Запад – Россия-Восток. Кн.2. Философия Нового времени.
М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. С-Пб.: Петрополис, 1994.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕРСЭ, Спб.: Университетская книга, 2000.
5. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Декарт Р. Правила для руководства ума. Первоначала философии. //Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль, 1989.
2. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. //Лейбниц Г.Сочинения в 4-х тт. Т.2.- М.: Мысль, 1983.
3. Спиноза. Б. Избранные произведения в 2-х тт. Т1. М., 1955.
4. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М.: АСТ, 2004.
5. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М.: АСТ, 2005.
6. Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц. – М.: АСТ, 2005.
7. Фейербах Л.История философии в 3-х тт. Т.2,3. – М.: Мысль, 1974.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В чем сходство и различие в проектах построения нового здания науки и философии Декарта и Фр. Бэкона?
2. Каково место Бога в теоретической конструкции Декарта?
3. Прокомментируйте следующие два высказывания: 1. «Я мыслю – я существую» (Декарт). 2. «Чем меньше я мыслю, тем больше существую» (Кьеркегор).
4. Какова связь между декартовским дуализмом и психосоматикой в современной медицине?
5. В чем сходство и различие между декартовскими субстанциями и модусами Спинозы?
6. На каком основании Лейбниц считал, что сущность природы – не протяжение, а сила?
7. В чем заключался спор Кларка и Лейбница по вопросу о сущности пространства, времени движения?
Ключевые понятия: субъективный идеализм, субстанция, атрибут, солипсизм, сенсуализм, врожденные идеи, дуализм, модус, предустановленная гармония, causa sui, монада, сила, восприятие, ощущение, феноменализм, агностицизм, скептицизм.
Семинар 14. Эмпирическая традиция Нового времени. (2 часа)
1. Программа построения новой науки и философии Фр. Бэкона. Учение об идолах. Элиминативная индукция Бэкона и её роль в становлении эмпиристской философии и индуктивной методологии.
2. Эмпиризм Дж. Локка. Учение об опыте. Теория вторичных и первичных качеств.
3. Принцип философии Дж. Беркли «существовать - значит быть воспринимаемым» и его и различные интерпретации: от солипсизма к объективному идеализму. Субъективный эмпиризм Беркли.
4. Учение Д. Юма о причинности. «Юмова проблема» (проблема индукции).
Обязательная литература:
1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
2. История философии. Запад – Россия-Восток. Кн.2. Философия Нового времени.
М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. СПб.: Петрополис, 1994.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕРСЭ, Спб.: Университетская книга, 2000.
5. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Бэкон Фр. Новый органон. //Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. – М.: Мысль, 1978.
2. Бэкон Фр. Великое Восстановление Наук. //Бэкон Фр. Сочинения в 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль,1977.
3. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. //Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 1978.
4. Локк. Дж. Опыт о человеческом разумении. //Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1985.
5. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. – М.: АСТ, 2003.
6. Фейербах Л. История философии в 3-х тт. Т.2,3. – М.: Мысль, 1974.
7. Юм Д. Исследование о человеческом познании. //Юм Д. Сочинения в 2-х тт. Т. – М.: Мысль, 1996.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как Вы понимаете фразу Локка: «Человек есть tabula rasa»?
2. Каким образом Дж. Беркли опровергал материализм и понятие материи?
3. Что такое солипсизм? Как его преодолевает Дж. Беркли?
4. Почему Д. Юм отрицает объективную причинную связь явлений?
5. Каким образом Юм обосновывает неправомерность индукции?
6. Как Вы понимаете фразу И. Канта: «Именно Юм пробудил меня от догматического сна»?
Ключевые понятия: внутренний опыт, внешний опыт, опыт, идолы, предрассудки, первичные качества, вторичные качества, tabula rasa, субъективный эмпиризм, солипсизм, сенсуализм, сила, восприятие, ощущение, причинность, причина, следствие, индукция, элиминативная индукция, феноменализм, агностицизм.
Семинар 15. Философия эпохи Просвещения (XVIII вв.).
1. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения
2. Понимание Бога - деизм и атеизм (Руссо, Вольтер, Дидро). Понимание природы. Механистическая картина мира. Фатализм.
3. Просветительская трактовка человека. «Человек – машина» (Ламетри).
4. Концепция отчуждения и натурализации культуры Ж.Ж. Руссо.
5. Общество как сумма индивидов. Учение о государстве, «естественном праве» и
«общественном договоре» (Т. Гоббс).
6. Учение Дж. Локка о «гражданском обществе» и «разделении властей».
7. Роль общественного воспитания и образования в просветительской идеологии. Романы воспитания. Идея «Энциклопедии». Этика: теория «разумного эгоизма».
Обязательная литература:
1. Введение в философию. В 2-х ч. Ч.1 М.,1989. С. 163-168.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая: Философия Нового времени. М.: Греко-латинский кабинет,1996.
3. Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С. 125-133.
4. Канке В.А. Философия. М., 2000. С. 92-95.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время.
СПб.: Петрополис, 1994.
6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ;
СПб.: Университетская книга, 2000. С. 305-316.
7. Кант И. Ответ на вопрос. Что такое Просвещение? //Кант И. Сочинения в 8-ми томах.
Т 8 – М., 1994.
Дополнительная литература:
1. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука,1983.
2. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1986.
3. Ж.Ж. Руссо. Сочинения. Калининград, 2001.
4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХУ111 века. М.: Высшая школа,1986.
5. Ламетри Ж.О. Человек-машина. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль,1983.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Почему философия французского Просвещения стала идеологией
Великой Французской революции?
2. Какие существуют различия между философскими позициями деизма, атеизма и
материализма?
3. Как изменялась идея «общественного договора» в философских концепциях Гоббса, Локка, Руссо? В чем сходство и различие?
4. Какое влияние имели воззрения Вольтера, Руссо и Дидро в России?
Ключевые понятия: Просвещение, идеология, деизм, материализм, атеизм, атомизм, механистическая картина мира, теория «общественного договора».
Тема: Немецкая классическая философия.
Семинар 16. Немецкое Просвещение и философия И. Канта (2 часа)
1. Культура Германии XVII века. Особенности немецкого Просвещения (Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, Г. Гердер, В. Гете). Эстетические и социально-нравственные идеалы движения “Буря и натиск”, немецкого романтизма (бр. Шлегели, Ф.Гельдерлин, Новалис). Проблемы общественной природы духовной культуры.
2. И. Кант – основоположник немецкого классического идеализма. Предмет и задачи его критической философии.
3. Кант о природе априорных форм познавательной деятельности. Рациональный смысл идеи априоризма. Суть коперниканского переворота Канта в философии.
4. Этика Канта. Априоризм кантовской этики. Категорический императив Канта.. Человек как цель сама по себе.
Обязательная литература:
1. Введение в философию. Авт. Коллектив. М., 2002.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. Философия нового времени. М.: Греко – латинский кабинет, 1998.
3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М., 1991.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ, СПб.: Университетская книга, 2000, C. 317 – 376.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991, C. 303 – 488.
6. Блок А.М. Устарел ли Кант? //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.
7. Сорвин К.В. очерки из истории классической философии. М., 2001, C. 173 – 197.
8. Шишков И.З. Критическая философия И Канта //Философия – культура – медицина. Выпуск 6. –М., 2008.
9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М.: Высшая школа, 1988.
Дополнительная литература:
1.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973
2.Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М., 1991.
3.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.
4.Гулыга А.В. Кант М.: Молодая гвардия, 1977.