Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по философии для студентов ргму выпуск Москва (стр. 9 из 14)

Т.4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997.

3. Шишков И.З. Современная западная философия. Очерки истории. – М.: УРСС , 2004.

4. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991

5. Шумова Е.А. Проблема бессознательного и психоанализ Зигмунда Фрейда; Античная психология. К.Ю. Юнга. // Лекции по философии и культурологии. М.: РГМУ,

2008.

6. Введение в философию. (Под ред. И.Т. Фролова.) М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

2. Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

3. Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука, 1998.

4. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993.

6. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.

7. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». – СПб., 2005.

8. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

9. Марсель Г. Опыт конкретной философии. – М.: Республика, 2004.

10. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.

11. Марсель Г. Быть и иметь. – Новочеркасск: САГУНА, 1994.

12. Ницше Фр. Полное собрание сочинений в 13 тт. – М.: Культурная Революция, 2007.

13. Проблема человека в западной философии. (Сборник переводов). – М.: Прогресс, 1988.

14. Паскаль Б. Мысли. – М., 1994.

15. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.

16. Сартр Ж..-П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000.

17. Фрейд З. Собрание сочинений в 26 тт. – СПб., 2005-2007.

18. Фромм Э. Кризис психоанализа. – СПб.,2000.

19. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

20. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.

21. Фишер К. История новой философии: Артур Шопенгауэр. – СПб.: Лань, 1999.

22. Хайдеггер М. Ницше. (В 2-х тт.) – СПб.: Владимир Даль, 2007.

23. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

24. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. – СПб., 2001.

25. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1, 2. – М.: Наука,1993.

26. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992.

27. Юнг К.-Г. Критика психоанализа. – СПб.,2000.

28. Юнг К.-Г. Проблема души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994.

29. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. – М., 1994.

30. Юнг К.-Г. Психологические типы. – СПб., 2001.

31. Ясперс К. Ницше: Введение в понимание его философствования. – СПб.: Владимир Даль, 2004.

32. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Почему А. Шопенгауэра можно считать последним классическим философом и первым современным философом?

2. В чем сходство и различие между философией Шопенгауэра и Ницше?

3. Почему Ницше был философом «неприятных истин»?

4. В чем суть имморализма Ницше?

5. Прокомментируйте высказывание Кьеркегора: «Чем меньше я мыслю, тем больше

существую».

6. Как Вы понимаете высказывание М. Хайдеггера: Язык есть дом бытия»?

7. Как связаны архетип и символ в аналитической психологии К. Г. Юнга?

8. В чем, по Фрейду, суть конфликта между культурой и «животной» природой человека?

9. В чем, по мнению Паскаля, величие и ничтожество человека?

Ключевые понятия: пессимизм, декаденство, нигилизм, переоценка ценностей, имморализм, сверхчеловек, идея вечного возвращения, воля к власти, воля к жизни, «вот-бытие»(Dasein), время, философская вера, экзистенция, ничто, бытие к смерти, пограничная ситуация, Эдипов комплекс, комплекс Электры, бессознательное, предсознательное, «Я», «Оно», «Сверх-Я», толкование сновидений, сублимация, коллективное бессознательное, архетип, символ, интенциональность, феноменологическая редукция, жизненный мир, интерсубъективность.

Семинар № 23. Религиозно-философская традиция.

1. Неотомистская философия Ж. Маритена. Томистский критицизм и программа возрождения томизма. Проблема существования и томистский «экзистенциализм».

2. Теория познания Ж. Маритена. Иерархия видов знания. Интегральный гуманизм Ж. Маритена.

3. Французский персонализм Э. Мунье. Личность и её бытие. Структура личностного универсума. Персоналистская концепция коммуникации. Персоналистская этика. Персонализм и христиантсво.

4. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. «Преджизнь», «жизнь», «мысль» и «сверхжизнь» как основные этапы эволюции. «Точка Омеги». Феномен человека как культурно-социальное бытие.

Обязательная литература:

1. «Неотомизм», «Персонализм». //Новая философская энциклопедия. Т.3. – М.: Мысль, 2001.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от античности до наших дней.

Т.4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997.

3. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991

Дополнительная литература:

1.Жильсон Э. Философ и теология. - М.: Гнозис, 1995.

2.Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. – М.: РОССПЭН, 2004.

3.Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. М., 2006.

4.Маритен Ж. Философ в мире – М.: Высшая школа, 1994.

5.Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992.

6.Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 1994.

7.Мунье Э. Надежда отчаявшихся. – М.: Искусство,1995.

8.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987.

9.Тейяр де Шарден П. Божественная среда. – М.: Ренессанс, 1992.

10.Проблема человека в западной философии. (Сборник переводов). –

М.: Прогресс, 1988.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какая связь существует между философией персонализма Э. Мунье, с одной стороны, и философией Н. Бердяева и К. Маркса – с другой?

2. Что общего между философией Т. де Шардена и теософией школы Блаватской?

3. Каковы место и роль неотомистской философии в структуре и духовной жизни католицизма?

4. Чем объясняется модернистский характер современного католицизма?

Ключевые понятия: сущность, существование, личность, коммуникация, вера, жизнь, преджизнь, точка Омеги.

Тема 6: Русская философия.

Семинар № 24. Своеобразие древнерусской философской мысли и

поиски оригинального способа русского философствования.(2 часа).

1. Мировоззренческие основы древнерусской философии. (X-XVII вв.). Крещение Руси: выбор византийской ориентации. Христианская патристика. Языческое наследие в культуре русского средневековья.

2. Философские идеи в древнерусской книжности. Проблема человека в древнерусской культуре.

3. Рационализм Иосифа Волоцкого. Иосифляне и нестяжатели в идейно-философских движениях эпохи московской централизации ХIV-ХVI вв.

4. Логико-психологическая теория Нила Сорского. Исихазм и русская культура. Использование философско-религиозных принципов во врачевании.

5. Соотношение науки и философии в мировоззрении русских мыслителей ХVIII века. Русское мировосприятие и метафизический способ мышления. «Корпускулярная философия» М.В. Ломоносова. Философия природы и человека Г.С. Сковороды. Философское обоснование проблемы человека А.Н. Радищевым.

Обязательная литература:

1. Введение в философию, (Под редакцией Фролова И.Т). М., 2005.

2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.: Греко-латинский кабинет, 1996. С. 4-30, 132-165,190-209.

3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.

4. Канке В.А. Философия. М.,2000. С. 113-144.

5. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.157-200.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т.1. - Л., 1991, С.11-54.

7. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.,1990.

8. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. //Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1993.

9. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.,1992.

10. Иларион. Слово о законе и благодати. //Русская идея. М.: Республика,1992.С.18-36.

11. Трубецкой Е.С. Три очерка о русской иконе. //Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. М.: Прогресс,1993. С.195-219.

12. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.

13. Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002.

14. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон. //Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс, 1993. С.34-44

Дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

2. Булгаков С.Н. Православие. М.,1991.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь,1992.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.,1992.

5. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.: Наука,1987.

6. Ильин И.А. Россия есть живой организм. //Русская идея. М.,1992, С. 429-435.

7. Лихачев Д.С. Исследование по древнерусской литературе. Л., 1986.

8. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель,1991, С. 4-10.

9. Лосев А.Ф. Родина. //Русская идея. М.:Республика,1992, С. 420-429.

10. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

11. Прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

12. Радищев А.Н. О человеке, его смерти и бессмертии. //Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. Свердловск, 1990, С. 347-387.

13. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.:Наука,1987.

14. Сковорода Г.С. Сочинения. В 2-х тт. М.: Мысль,1973.

15. Сопронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: Церковь и культура, 2000.

16. Соловьев В. Русская идея. //Русская идея. М.: Республика,1992, С. 185-204.

17. Трубецкой С.Н. Исторические основы христианского богопознания. //С.Н. Трубецкой. Сочинения. М.: Мысль, 1994, С. 231-482.

18. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

19. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс,1993.

20. Флоренский П. Иконостас. М.: Искусство, 1995.

21. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Чем, по Вашему мнению, был обусловлен выбор христианства византийской ориентации при Крещении Руси и как это обстоятельство повлияло на дальнейшую историю России?

2. Православие: принципы вероучения и исторические судьбы.

3. В чем заключается отличие русского стиля философствования от западноевропейского средневекового стиля философствования?