Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации волгоград 2004 Рекомендовано к печати Ученым советом по социальной работе и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (стр. 3 из 11)

Рассматриваемый вариант защиты придаёт личности неповторимый облик. Особенно это касается личностей истерических, которые легко вытесняют тревогу, удовлетворяясь вниманием окружающих (они не испытывают чувства тревоги при выступлении на сцене и т.п.).

Все остальные защитные механизмы по генезису и в своём актуальном функционировании в той или иной степени зависят от вытеснения. Эта зависимость возникает потому, что в случае, если все желания, содержания памяти и конфликты были бы доступны сознанию, то предпочиталось бы нормальное и реалистическое овладение реальностью, а не помощь защитных психических механизмов.

Вытеснение может быть как полным, так и неполным, частичным. В последнем случае индивид может проявлять определенное отношение к реализуемой части поведения. В последнем случае индивид может проявлять определенное отношение к реализуемой части поведения. Причем, такое поведение как бы удовлетворяет индивида вместо того, чтобы вызывать тревогу ("наплевательское отношение" по выражению знаменитого французского невропатолога и психотерапевта Ж.М.Шарко). Этот же феномен часто описывается под названием "истерической автономии". С точки зрения психодинамического подхода, к числу таких реакций, являющихся защитой в виде вытеснения, могут быть отнесены "писчий спазм", тики, содержащие символическую связь с определенной ситуацией, воспроизведение элементов фрустрированного сексуального поведения ("страстные позы") и отчасти истерический сомнамбулизм (более сложный автоматический акт поведения с последующей амнезией). При истерической дуге также реализуется фрагмент ранее вытесненного поведения (тенденции к бегству).

Частичным случаем вытеснения является инактивация (исключение). О ней говорят тогда, когда инактивация отдельных элементов поведения нейтрализует возникшую тревогу, что становится необходимым для индивидуума. Инактивация характерна для истерических личностей. Она может проявляться нечувствительностью к боли, афонией, мутизмом, исчезновением рвотного рефлекса, параличами, амнезией и т.д.

Для постороннего взгляда исключение (инактивация) - явление патологическое, болезненное, но сам человек с истерическими расстройствами получает своеобразное удовлетворение, т.к. инактивация, как всякая психологическая защита, нейтрализует тревогу. Именно поэтому рациональная психотерапия при истерии практически бесполезна. При этом, при истерии нельзя говорить о симуляции. Более того, защитные реакции могут приводит к контрактурам, анорексии с летальным исходом, такие индивиды идут на тяжелые операции и т.д.

Вытеснение влечений, вытеснение реальности и вытеснение требований Сверх-Я - это спонтанные, "естественные" и, как правило, бессознательно протекающие способы психозащитного разрешения сложных ситуаций. Часто "естественная" работа вытеснения оказывается малоэффективной (либо энергия влечения чрезвычайно велика, либо реальность слишком травматична и болезненна, либо угрызения совести обладают большой императивностью, либо это действует всё вместе). Тогда человек нередко начинает использовать дополнительные искусственные средства для более "эффективного" вытеснения - начинает использоваться алкоголь, наркотики и другие психоактивные средства. В подобных случаях говорят об оглушении. При оглушении, какое бы средство ни применялось, происходит только изменение психических состояний, а проблема не решается, зато возникают новые проблемы, связанные с использованием этих средств.

4. Замещение (иногда в качестве синонима говорят о смещении, хотя, большинство справедливо "разводят" эти понятия). Выражается переориентацией с темы, вызывающей тревогу и неприятные ощущения на другую или, реже, частичным, косвенным удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Типичными ситуациями проявления замещения являются, например:

· после конфликта с начальником на работе индивидуум обрушивает гнев на членов семьи, домашних животных (здесь есть и рационализация);

· человек во время важного, волнующего разговора комкает бумажку;

· девушка при фразе подруги "твой парень вечно тебя подводит" отшвыривает сидящую на коленях кошку.

Примером успешной защиты и успешного замещения можно считать сублимацию.

5. Рационализация. В психологию понятие "рационализации" ввел Э.Джонс в 1908г. В этом случае речь о попытке рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения (например, не желая давать взаймы, всегда можно найти много причин, почему нельзя дать; у неприятного человека всегда можно найти кучу недостатков, хотя неприязнь и не связана с ними; интерес к медицинской литературе больной может объяснять необходимостью расширения кругозора).

В работах зарубежных и отечественных авторов рационализацию как вид психологической защиты определяют двояко: 1) как защиту, связанную с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам; 2) как защитный процесс, состоящий в том, что человек изобретает вербальные и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного оправдания (объяснения) своих поступков. Индивид использует рационализацию, чтобы оправдать своё поведение, когда в действительности его действия неправильны; рационализация является средством сохранения самоуважения личности в такой ситуации, в которой этот важный компонент её "Я-концепции" оказывается под угрозой снижения.

Выбор аргументов для рационализации представляет собой преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы процесса самооправдания остаются неосознанными; вместо них индивид, осуществляющий психологическую защиту, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний. От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением индивида, что он говорит правду. В качестве самооправдывающих аргументов используются различные "идеалы" и "принципы", высокие мотивы и цели.

Осознаваемые в процессе рационализации причины поведения представляют собой смесь предъявляемой информации (предубеждений, предрассудков), т.е. трансформированных мотивов, и констатации самого события. Наличие при этом элементов истины придаёт человеку ложную уверенность, будто всё истинно. В этой совокупности разум пытается навести некий благопристойный порядок, который и осознаётся.

Механизм рационализации является одним из наиболее простых и общих, предназначенных для сохранения и поддержания высокого уровня самооценки и предотвращения чувства вины. Этот механизм защиты отличается тем, что человек сначала действует в ответ на неосознаваемые мотивы, а после действия выдвигает различные предполагаемые причины для объяснения поведения, причем, объяснения, как правило, социально приемлемы и одобряемы. Соответствующие мотивировки, однако, направлены на самоубеждение в причинах, детерминировавших поведение; на самом деле эти причины, желания и потребности зачастую остаются скрытыми. Т.о., индивид, из всех возможных мотивов, отбирает наиболее приемлемые для объяснения своего поведения.

Рационализация является механизмом, который служит полезной целью настолько, насколько обеспечивает самозащиту и комфорт. Однако нередко она ведёт к самообману.

Выделяют следующие разновидности рационализации: актуальная, предвосхищающая, для себя и для других, прямая, непрямая, дискредитация цели и дискредитация жертвы, самообман.

5.1. Актуальная рационализация. Данный защитный механизм рационализации наиболее активно используется тогда, когда человек, нарушив общепринятые нормы морали и, будучи в достаточной мере социализированным, переживает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс. Данная разновидность рационализации называется актуальной, поскольку она мотивирована необходимостью освобождения от тревоги или фрустрации, которую актуально переживает индивид.

5.2. Предвосхищающая рационализация. Человек может предвидеть, предвосхищать начало неприемлимых для него событий заранее. В этом случае он планирует процесс самооправдания до наступления неприемлемой части ситуации. Предварительную подготовку личности к встрече с такими событиями принято называть предвосхищающей рационализацией (следует иметь в виду, что когда человек предполагает неудачу при решении какой-либо проблемы, то, в большинстве случаев он прилагает меньше усилий для достижения цели).

5.3. Рационализация для себя и для других. Описываются два вида рационализации для себя. Суть первого состоит в снижении ценности объекта к которому индивид стремился, но не смог достигнуть в силу каких-то обстоятельств (по принципу "виноград зеленый"). Снижая ценность желаемого объекта, индивид рационализирует для себя в том смысле, что стремится к сохранению самоуважения, собственного положительного представления о себе. Путём защитной аргументации он стремится сохранить своё лицо перед собой и значимыми для себя людьми. Суть второго вида рационализации для себя состоит в преувеличении ценности уже имеющегося блага.