Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации волгоград 2004 Рекомендовано к печати Ученым советом по социальной работе и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (стр. 5 из 11)

9. Регрессия. Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения; переход на предшествующие уровни психического развития и актуализация успешных в прошлом способов реагирования. Может осуществляться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности - мотивационной, смысловой, целевой и др.

Особенно часто наблюдается у детей при лишении родителей, к которым они были очень сильно привязаны (например, при госпитализации в больницу), когда умевший ходить ребенок перестает ходить; начинает сосать палец в трудных ситуациях (что иногда проявляется не только у детей, но и у взрослых); возобновляется энурез (у не хотевшего ходить в детский садик или школу); умевший хорошо одеваться – как бы "разучивается" это делать; начинает хуже говорить и читать и т.п.

Согласно психоанализу регрессия неэффективна, т.к. индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности.

Элементы психологической защиты в форме регрессии можно наблюдать и при некоторых психических заболеваниях (в частности, при сепарационных расстройствах у детей, при реактивных психозах).

10. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Систематически использующие интеллектуализацию индивиды оставляют впечатление эмоционально холодных и отчужденных в межличностных отношениях. У подростков часто недостаточность социальных контактов служит основой для чрезмерного фантазирования и интеллектуализирования.

11. Изоляция (или расщепление). Суть изоляции состоит в отделении одной части личности (неприемлемой и травмирующей индивида) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции. В результате этого индивид обсуждает проблемы, отделенные от остальной личности таким образом, что события не связываются ни с какими чувствами, как будто они случились с кем-то другим. Этот сухой подход может быть преобладающим стилем. Индивид может всё больше и больше уходить в идеи, всё менее и менее соприкасаясь с собственными чувствами.

Говоря об изоляции, З.Фрейд указывает, что её нормальным прототипом является логическое мышление, которое тоже стремится отделить содержание от эмоциональной ситуации, в котором оно обнаружено. Изоляция становится механизмом защиты только когда она используется для защиты ЭГО от принятия вызывающих тревожность аспектов ситуации или отношений.

Изоляция начинается с проявления навязчивости (соответственно, распространена при неврозе навязчивостей).

12. Механизм фиксации означает прочную бессознательную связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу одной из стадий удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для индивида возможность регрессии. Понятие фиксации прочно присутствует в психоанализе, хотя её природа и значение четко не определены.

13. Компенсация. Способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (способностей, знаний, умений и навыков) за счет развития других качеств.

14. Редко описываемый в литературе, но хорошо известный в жизни механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестаёт им быть. Отреагирование может быть первичным, возникшем само по себе, в т.ч. спустя и более или менее долгое время после первоначальной травмы, и вторичным, возникшем в процессе катартической психотерапии. Эта реакция может простираться от слёз до мщения. Если эта реакция достаточно сильна, большая часть аффекта, связанного с событием, исчезает. Если же реакция подавлена, аффект, связанный с воспоминанием, сохраняется.

Т.о. отреагирование - это нормальный путь, на котором индивид освобождается от слишком сильного аффекта.

Наиболее типичные подростковые формы психологической защиты: пассивный протест, оппозицию, эмансипацию, вытеснение, рационализацию, проекцию, идентификацию, отрицание, аннулирование, интеллектуализацию, самоограничение, изоляцию, сублимацию (выделение "типичных подростковых форм" очень условно).

Пассивный протест. Данная защита проявляется в отстранении от общения с близкими людьми, отказе от выполнения различных просьб взрослых. Решающее значение для формирования этого защитного механизма имеет эмоциональное отвержение со стороны взрослых. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или неосознаваемое отождествление родителями подростка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Подросток в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.

Оппозиция. Важнейшая особенность данной психологической защиты состоит в том, что она проявляется в форме активного протеста против требований взрослых, резких высказываний в его адрес, систематической лживости. Причинами оппозиции являются нежелание иметь дело с подростком, плохая переносимость его общества, поверхностная заинтересованность в его делах. Возникающее в этом случае чувство неуверенности подростки стараются подавить демонстрацией чрезмерной решительности. Тогда их поведение с позиций взрослых становится необъяснимым, хотя на самом деле оно есть реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть её.

Эмансипация. При эмансипации защита выражается в борьбе подростков за самоутверждение, самостоятельность, высвобождение из-под контроля взрослых. Многие подростки, порывая взаимоотношения с родителями, переносят свои интересы на лидера среди сверстников, который занимает место идеала. Зачастую данная персона занимает среднюю позицию по возрастной шкале между подростком и его родителями, которые отвергаются. В результате подросток получает мнимую свободу, новое чувство независимости от диктата родителей или других взрослых и становится безразличным в отношении границ ответственности за свои поступки.

Идентификация. В том случае, когда подросток пытается снизить тревожность, отождествляя себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств, является идентификацией. Идентификация связана с процессом, в котором подросток как бы, включив своё "Я", заимствует его мысли, чувства, действия. Следует сказать, что объектами идентификации могут быть родители, другие близкие люди и не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных фильмов).

Идентификация объективно необходима ребенку для приобретения положительных ценностей, установок, форм поведения и психических качеств, для нейтрализации асоциальных воздействий. Но она необходима и "субъективно", с точки зрения "механики" развития ребенка (она есть средство снятия тревожности в одном случае и средство уменьшения негативных эмоций, связанных с утратой близких, в другом случае).

В классическом психоанализе была высказана важная идея, согласно которой идентификация возможна не только с человеком, к которому индивид питает положительное чувство, но и с таким, к которому он относится отрицательно. В соответствии с этим различают позитивную и отрицательную идентификацию. Позитивная идентификация с идеалом помогает стать на его точку зрения, принять его способы восприятия окружающего, усвоению его социальных умений и навыков и, тем самым, способствует психическому росту. Отрицательная идентификация способствует подражанию негативным чертам личности, принятию её отрицательной роли на себя.

З.Фрейд и А.Фрейд описали многочисленные случаи защитной идентификации, являющейся психологическим механизмом преодоления тревожности. Типичными являются "идентификация с агрессором" - процесс уподобления и отождествления с человеком, к которому подросток относится негативно и идентификация с "утраченным объектом", которая позволяет преодолеть Эдипов комплекс.

Идентификация с агрессором - иммигранты, проживающие в США недолгое время, проявляют гораздо более сильную враждебность к вновь въезжающим, чем дольше живущие там; некоторые заключенные фашистских концентрационных лагерей вели себя "агрессивно" по отношению к новичкам, пришивали себе на одежду эмблему гестапо и отрицали критические высказывания иностранных корреспондентов в адрес нацистов (защита выдвигается не против страха, а против неприятного чувства разногласия со значимым для индивида лицом, а при расхождении с мнением лица, отношения с которым оцениваются как позитивные, возможны разные пути восстановления баланса - идентификация и отрицание реальности).

Проявления идентификации с агрессором были у и отдельных заложников "Норд-Оста" в Москве (октябрь 2002г.: некоторые заложники по собственной инициативе писали обращения с требованиями прекратить войну в Чечне, некоторые женщины не только разговаривали с террористками, но и примеряли их головные уборы) и много говорилось о Стокгольмском синдроме.

Такой вид психологической защиты, как аннулирование действия (или отмена) базируется на том, что повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшего тревогу. Первая характерная черта такого вида психологической защиты состоит в том, что он связан с магическим мышлением, верой в сверхъестественное, повторяющимися ритуальными действиями и имеет свои корни в психике детского возраста.