Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению мероприятий в образовательных учреждениях к 1150-летию Великого Новгорода (стр. 3 из 7)

Изучается специфика политического устройства Новгорода. Рассматривается место и роль Великого Новгорода в Российской истории, проблема двоецентрия. Программный материал дает возможность организовать обсуждение многих дискуссионных проблем российской истории, в том числе и тех, которые непосредственно связаны с историей Великого Новгорода. В отличие от основной школы в старших классах предоставляется возможность рассмотреть проблемы взаимоотношений Москвы и Великого Новгорода на разных этапах исторического развития России.

Здесь более глубоко и подробно изучаются особенности культуры, в частности, новгородской школы иконописи, храмового зодчества, развития ремесленного искусства, устного народного творчества, быта населения.

В старших классах, особенно при изучении истории на профильном уровне, существенно возрастает доля самостоятельной работы школьников: исследовательской, проектной, дискуссионной, аналитической.

Поскольку в профильных классах учащиеся ориентированы не только на повышение информированности, но в большей степени на формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности, им предоставляется возможность применить ранее приобретенные знания и умения при изучении конкретных вопросов, связанных по тематике с историей Великого Новгорода.

Мы считаем необходимым обратить внимание коллег на тот факт, что 1150-летию Великого Новгорода придан статус общенационального праздника.

При изучении программного материала советуем обращать внимание учащихся на эту памятную дату. Там, где возможно, использовать содержание материала для организации дискуссий, самостоятельной исследовательской работы учащихся, практико – ориентированной деятельности как коллективной, так и индивидуальной.

Необходимо конкретными фактами и на уровне теоретических обобщений применительно к возрасту учащихся показывать им особую роль Великого Новгорода в истории российской цивилизации, становлении древнерусской государственности. Учитывая то обстоятельство, что юбилейные торжества проходят под девизом: «Великий Новгород – Родина России», имело бы смысл несколько иначе, а именно с позиции современного видения, трактовать проблему двоецентрия на Руси.

Поскольку именно в Новгороде уже в древние времена зарождались основы демократии российского государства, важно акцентировать внимание на демократическом устройстве политической жизни города, элементах схожести демократического устройства Новгорода с городами Северной Европы. Полезно обсуждение со старшеклассниками проблемы: Великий Новгород как альтернатива политическому развитию северо – восточной Руси и почему она не состоялась.

При изучении вопросов культуры важно подчеркивать своеобразие культурного развития северо - западных земель Руси (просвещения, письменности, грамотности населения, храмового зодчества, новгородской школы иконописи и др.), на конкретных примерах показывать, что Новгород был одним из ведущих центров просвещения и духовной культуры русского средневековья, и продолжает сохранять лучшие традиции по сей день.

В основной школе особенности региональной культуры Великого Новгорода как центра Северо – Западных земель могут быть представлены

а) в форме выставок детских поделок предметов быта новгородцев (из меха, воска, березовой коры, тканей и др. материалов);

б) конкурсов макетов (для кабинета истории в школе);

в) выставок детских рисунков;

г) тематических стенгазет, письменных творческих работ школьников;

д) просмотра научно – популярных видеофильмов по данной тематике.

Во внеурочное время целесообразно проведение классных часов, исторических вечеров, устных журналов. При организации каждого из этих мероприятий возможно силами учащихся представить сценки из былины «Садко» или «Василий Буслаев», а так же продемонстрировать диалог между новгородцами (селянином и горожанином, ремесленниками разных специализаций, местным и приезжим купцом и т.д.) средствами эпистолярного жанра.

Приведем несколько примеров.

Устный исторический журнал - одна из не очень распространенных, к сожалению, форм внеурочной работы со школьниками. Между тем, она достаточно эффективна и интересна для учащихся всех возрастов, чтобы стать востребованной.

Его содержание по данной тематике может быть примерно следующим.

Вступление. ( Фрагмент из поэмы С. Наровчатова «Василий Буслаев»).

«А вокруг яснеют озера,

Темный бор переходит в рощи.

Нету в мире такого узора.

Нет красивей и нету проще.

Иглы сосен зимой полыхают,

А когда зеленеть березе,

Парни суженым посылают

Письма, писанные на бересте.

Тяжко дышат в престольный праздник

Деревянные мостовые.

Всех встречает –дельных и праздных

Белокаменная София.

Горд он колоколом недремным.

Медь гремит его гулко и веще,

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми он рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарами

Иноверцы да инородцы».

Страница 1. Ключевая роль Великого Новгорода в становлении российской государственности и национальной культуры. (Сообщение учащегося по материалам Обращения губернатора Новгородской области С.Г. Митина – см. выше).

Страница 2. « Где София, там и Новгород» (сообщение учащегося, работа с географической картой и картосхемой средневекового Новгорода, просмотр видеосюжета).

Страница 3. Великий Новгород как центр православия, просвещения и духовной культуры средневековья. (Представление лучших творческих работ учащихся, презентация проектов, демонстрация макетов, рисунков, предметов быта, поделок и т.п.).

Страница 4. Знаменитые новгородцы. (Сообщения учащихся о людях, оставивших живой след в истории великого города России и знаменитых новгородцах, оставивших живой след в истории России).

Страница 5. «Знаете ли вы, что ...?

Завершить устный журнал можно просмотром видеофильма о Великом Новгороде, конкурсом знатоков Великого Новгорода, или викториной на знание исторических терминов, упоминание которых ассоциируется с историей Великого Новгорода. Например:

«Иванское сто» – Объединение купцов с центром в церкви Ивана на Опоках, торговавшее воском.

Новгородское вече – народное собрание знатных и богатых новгородцев, прежде всего бояр, осуществляющее верховную власть в городе.

Посадник - выборный глава Новгородской республики. Он возглавлял войско, вершил суд, ведал казной.

«Пригороды» - города, возникшие в новгородских владениях (Псков, Ладога, Торжок).

Пятина – территориальная единица сельской общины. В Новгородской земле их было пять.

Пять «концов» Великого Новгорода – пять крупных территориальных единиц города: Плотницкий, Славенский (правобережная Торговая сторона), Неревский, Загородский, Людин ( Софийская сторона).

Кончанский староста – выборная должность в каждом из «концов».

Совет господ – с 1354 г. коллективный орган правления пяти посадников (по числу «концов») во главе с выбираемым ежегодно из их среды председателем – степенным посадником.

«Уличане» – жители менее крупных территориальных единиц, на которые делились «концы».

«Уличанский» староста – староста, выбранный на эту должность уличанами.

Ушкуйники – (от слова ушкуй – речное весельное судно, ладья) –новгородцы, совершающие набеги по водным путям с целью приобретения новых территорий, военной добычи, обложения населения данью, ведения меновой торговли.

Владыка – так новгородцы именовали своего архиепископа, главу местной Русской Православной церкви.

Тысяцкий - правая рука посадника. Главная функция – сбор налогов. Избирался вместе с посадником и вместе с ним оставлял свой пост.

В стенгазете, устном журнале, на ученической конференции может быть представлена рубрика «Знаете ли вы, что…?»

….Даже Венеция и Генуя не имели таких далеких торговых связей как Великий Новгород.

…Главным торговым партнером Новгорода были вольные города северо – германского союза Ганзы: Любек, Гамбург, Бремен.

В Константинополе работали новгородцы – переводчики и переписчики рукописей. Там была целая улица, заселенная русскими.

…Самое обстоятельное описание захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году было сделано жившим там новгородцем.

…Новгородская церковь Параскевы Пятницы объединяла вокруг себя новгородских купцов, ведших заморскую торговлю.

…У коллекционеров всего мира до сих пор сохраняется стремление каждую хорошую русскую икону объявить «Новгородской» – так высока репутация новгородских мастеров – иконописцев.

....Грамотность была распространена среди ремесленников, крестьян, среди мужчин и среди женщин …Письменность применялась в самых разнообразных случаях. Найдены частные письма, денежные расчеты, списки феодальных повинностей, завещания, ученическая тетрадь мальчика Онфима и даже избирательный бюллетень.

…Большинство пергаменных рукописных книг в ученой библиотеке при Московской типографии были новгородско – псковского происхождения.

…Градостроительная дисциплина в Новгороде была столь велика, что в течение девятисот лет ни одно здание не строилось выше собора Святой Софии, хотя за пределами города были строения и больше и выше.

…Стоя в Софии, новгородец видел перед собой могущество своего государства: он видел Сигтунские ворота, вывезенные в качестве трофея из шведского города Сигтун, он видел константинопольские и Корсунские иконы, гробницы новгородских князей. В храме находилась богатейшая новгородская казна и библиотека.

…Грамота под № 292, написанная на карельском языке, на шестьсот лет старше всех известных текстов, написанных на карельском языке.