Наиболее часто клиенты испытывают недостаток чувства собственного достоинства. Понимание и принятие скрытой и неприемлемой части себя в ходе эмпатического взаимодействия с консультантом способствует исчезновению у клиентов отчуждения и соединению их с человеческим родом. Неравнодушие консультанта к истинному «Я» своих клиентов и высокая оценка их позволяют клиентам думать о себе с большим уважением. Постепенно у клиентов развивается способность к самопринятию. По мере развития у клиентов чувства собственного достоинства они начинают перемещать свой «центр оценки» от стандартов и убеждений других людей в сторону своих собственных взглядов. Таким образом, клиенты становятся менее уязвимыми по отношению к разрушительному воздействию условий ценности.
Осознание клиентами того, что консультант чутко прислушивается к их чувствам, дает клиентам возможность переживать и анализировать свои чувства и таким образом лучше понимать себя. Кроме того, клиенты начинают осознавать, как важно самим прислушиваться к своим собственным чувствам - это позволяет разрабатывать правильные планы действий и определять жизненный курс на будущее, а также испытывать эмпатию по отношению к другим людям, тем самым улучшая качество своих отношений с людьми.
Консультанты, в недостаточной мере обладающие конгруэнтностью, эмпатией и безусловным принятием, могут лишь увеличивать степень неконгруэнтности своих клиентов, степень их отрицательного отношения к себе и величину недостатка эмпатии.
Тема 19. Теория и модель психоаналитического консультирования
Психоаналитическая теория является наиболее фундаментальной ранней психологической теорией, оказавшей чрезвычайно сильное влияние на развитие других психологических направлений. Многие понятия, используемые в практике психоаналитического консультирования, такие как свободная ассоциация, интерпретация, перенос, сопротивление, заслуживают внимания всех консультантов.
В начале 1880-х годов Фрейд сблизился с известным венским врачом Йозефом Брейером, который рассказал Фрейду о применяемом им методе лечения истерии с помощью погружения пациента в глубокий гипноз и побуждения выражать словами свои воспоминания об имевших место в прошлом эмоционально нагруженных и угнетавших ситуациях. В конце 1880-х годов Фрейд начал использовать технику Брейера при работе с собственными пациентами. В 1893 году Фрейд и Брейер опубликовали собранные ими материалы, касающиеся использования метода катарсиса.
В 1890-х годах Фрейд постепенно перешел от катарсиса к собственно психоанализу. Как пишет Нельсон-Джоунс, Фрейд страдал от сильно выраженного психоневроза, и именно в 1897-1900 годы, когда состояние его нервной системы значительно ухудшилось, он создал свою самую оригинальную теорию – психоанализ[40]. В период с 1897 по 1899 год Фрейд написал свою главную работу «Толкование сновидений». Фрейд подверг психоанализу собственное бессознательное, и результаты этого самоанализа легли в основу книги.
Основные положения теории психоанализа
Принцип удовольствия. Принцип удовольствия основывается на гипотезе постоянства, согласно которой психический аппарат прилагает усилия к тому, чтобы удерживать возбуждение на таком низком уровне, на каком только возможно. Таким образом, все, что повышает уровень возбуждения, будет ощущаться как нечто неприятное, а все, что его понижает, будет переживаться как доставляющее удовольствие. Хотя в сознании существует сильная тенденция к ориентации на принцип удовольствия, имеются также другие силы, противостоящие этой тенденции и управляющие поведением.
Инстинкты. Фрейд признавал, что у человека имеются множество различных инстинктов, однако он исходил из предпосылки, что можно выделить два основных инстинкта — эротический и разрушительный. Эротические инстинкты стремятся объединить как можно большее количество живого вещества в еще более крупные единства», в то время как разрушительные инстинкты «противостоят этим усилиям и ведут все живое назад к неорганическому состоянию. Эрос включает в себя инстинкты самосохранения, сохранения рода, Эго-любви и объект-любви (любви к объекту), и его энергия называется либидо.
Фрейд рассматривал склонность к агрессии как исходную инстинктивную тенденцию, характерную для всех людей. Развитие цивилизации представляет собой борьбу между инстинктами жизни и инстинктами смерти, имеющую место в рамках человеческого рода.
Бессознательное и сознание. Фрейд утверждал, что существуют два вида бессознательного. Во-первых, имеется бессознательное, или собственно бессознательное, которое является материалом, недоступным для сознания из-за подавления. Цензура материала, поступающего для осознания, является очень строгой. Задача психоаналитиков — помогать клиентам делать часть материала доступным для осознания. Следует отметить, что при этом может развиться сильная реакция сопротивления, в частности из-за того, что многое из подавляемого имеет «запрещенный» сексуальный оттенок.
Второй вид бессознательного - предсознательное, которое состоит из всего, что может легко перемещаться из бессознательного в сознательное. Таким образом, предсознательное является латентным и способно превращаться в сознательное, в то время как бессознательное подавляется и вряд ли может быть осознано без совершения большого усилия. Материал может оставаться в предсознательном, хотя обычно он находит путь в сознание и без психоаналитического вмешательства. Предсознательное может рассматриваться как экран между бессознательным и сознательным.
Сознание выполняет функцию чувствительного органа, воспринимая психические качества. В отличие от двух видов бессознательного, сознание не имеет никакой памяти, и состояние сознательности обычно является преходящим. Осознаются, или поступают в орган чувств сознания, материалы, источником которых является внешний мир, а также внутренние возбуждения. Кроме того, внутренним факторам, таким как последовательность идей и интеллектуальные процессы, позволяет становиться сознаваемыми функция речи.
Структура психического аппарата, согласно теории Фрейда, состоит из трех систем, или сил: Ид, Эго и Супер-эго. Психологическое благосостояние зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три системы.
Ид, или «Оно», - самая древняя из трех систем, содержащая все, что унаследовано и зафиксировано в конституции. Ид наполнено энергией инстинктов и стремится к удовлетворению инстинктивных потребностей на основе принципа удовольствия. Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения. Фрейд рассматривал Ид как хаос, в Ид не существует никаких представлений ни о какой морали. Ид - это первичная субъективная действительность индивидуума, имеющая место на подсознательном уровне.
Эго, или «Я», формируется, прежде всего, из ощущений тела. Эго - часть Ид, которая прошла особый путь развития и модифицировалась под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром и является идеальным «представителем» рассудка и здравого смысла. Эго стремится навязать Ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Процессы Эго, которые включают в себя восприятие, решение проблем и подавление, являются более поздними результатами развития, или вторичными процессами. Тем не менее, Эго также стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия, отличаясь от Ид только средствами, используемыми для достижения общих целей. Рассматривая внутренние события, связанные с Ид, Эго пытается управлять инстинктивными требованиями, принимая решения, касающиеся выбора времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими требованиями возбуждение.
Супер-Эго формируется в пределах Эго и является отражением остаточного родительского влияния. Родительское влияние включает в себя культурные, расовые и семейные влияния. По мере того как человек растет, природа родительского влияния может меняться.
Главной функцией Супер-эго, которое поглощено самонаблюдением, является подавление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Первоначально ребенок инстинктивно прибегает к самоотречению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, или родительского, авторитета. Инстинктивное самоотречение возникает из-за страха перед внутренним авторитетом, или Супер-эго. Супер-эго представляет моральные ограничения и защищает стремление к совершенству. Между Эго и Супер-эго могут возникать конфликты, причем в таких случаях обе силы остаются в значительной степени бессознательными.
Тревога. Фрейд определил тревогу как специфическое состояние неудовольствия, для которого характерна моторная разрядка, происходящая определенным образом. Фрейд рассматривал тревогу как универсальную реакцию на ситуацию, связанную с опасностью, и считал Эго единственным центром тревоги. Можно выделить три вида тревоги: а) реалистическая тревога, источником которой являются опасности, угрожающие со стороны внешнего мира; б) моральная тревога, обусловливаемая конфликтом с Супер-эго; в) невротическая тревога, в основе которой лежит конфликт с инстинктивными импульсами Ид. Таким образом, тревога является либо реакцией на фактическую опасность, либо сигналом, подразумевающим восприятие надвигающейся опасности.
Психическая энергия, катексис и антикатексис. В психоанализе существует представление, согласно которому психическая энергия перемещается подобно электрическим зарядам. Катексисы - это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке, в то время как антикатексисы - это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке. Однако Эго и Супер-эго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. На протяжении всей жизни индивида Эго представляет собой путь, по которому либидинальные катексисы переносятся к объектам и по которому эти катексисы могут быть «отозваны». Две характерные черты либидинальных катексисов - это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации, или привязанность к специфическим объектам.