Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (стр. 34 из 42)

Самонаказание. Иногда поведенческие консультанты побуж­дают клиентов назначать самим себе аверсивные последствия. Например, клиенты, использующие программу снижения веса, могут отдавать на нужды благотворительно­сти определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающие ежедневную норму[63].

Тема 21. Теория и практика логотерапии

Основоположником логотерапии является Виктор Франкл. Логос - это греческое слово, которое означает и «смысл», и «дух», причем второе значение не имеет какого-либо религиозного смыслового оттенка. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существова­ние) сталкивает людей с необходимостью найти смысл в жизни. Главная цель логотерапии - помочь клиентам в их поиске смысла[64].

Виктор Э. Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в Австрии, в еврейской се­мье. В основе создания логотерапии лежало стремление Франкла найти смысл в собственном существовании. Франкл предложил термин «логотерапия» в 1920-х годах. С 1938 по 1942 год он работал невропато­логом и психиатром в Еврейской больнице в Вене, а затем стал заведующим неврологи­ческим отделением этой больницы. В это время Франкл написал черновой вариант сво­ей первой книги. В 1942-1945 годах Франкл пережил мучительный опыт пребывания в нацистских концентрационных лагерях, включая Освенцим и Дахау. В течение трех лет он боролся за жизнь и сумел выжить, несмотря на изнурительные ежедневные принудительные работы, избиения, недоедание, болезни. Франкл в полной мере испытал на себе все тяготы судьбы и научился находить экзистенциальный смысл в своих страда­ниях. В течение этого периода Франкл имел возможность наблюдать за тем, как челове­ческая природа проявляется при чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заклю­ченных предпочитали прозябать. Однако у других заключенных дух повышался, такие люди воспринимали трудности лагерной жизни как испытание своей внутренней силы. Они возвысились до поисков смысла в своей жизни. Несмотря на свое бедственное положение, эти заключенные сохранили способность свободно выбирать свою внутреннюю жизнь и свое отношение к другим, они преврати­ли свои трагедии в триумфы.

Франкл написал более 30 книг, некоторые из которых были переведены на многие языки, и множество статей. Одни из главных его книг следую­щие: «Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии» (The Doctor and the Soul: From Psychotherapy to Logotherapy), «Человек в поисках смысла: введение в логотерапию» (Man's Search for Meaning: An Introduction to Logotherapy)[65] и многие другие.

Основные положения

Свобода воли. Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмыслен­ной. Меняющиеся аспекты жизни являются в то же время потенциальными возможно­стями. Люди должны понять, каковы их преходящие возможности. Люди постоянно выбирают, какие из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализо­ваны, а какие будут «приговорены» к нереализации.

Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоот­странению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а их точка зрения на происходящее с ними и на самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измере­ние. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, та­кие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.

Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила. Франкл утверждает, что стремление найти смысл является первичной силой в жизни человека. Этот смысл уникален и специфичен для каждого индивида[66]. Как Франкл обнаружил во время сво­его пребывания в концентрационном лагере, люди нуждаются в чем-то, ради чего сто­ило бы жить. Люди - это существа, которые встречаются с другими людьми и добирают­ся до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, ско­рее, он является своего рода платформой для бытия. Человеческое существование ока­зывается в опасности, если только люди не рассматривают мир с позиции трансценденции в направлении чего-то, что находится за пределами их собственного «Я».

Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуще­ствляют смысл.

Сознание и подсознание. Поиск смысла включает в себя и сознательную деятель­ность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я». Логотерапия сосредоточивается на духовном суще­ствовании человека. В этом контексте слово «дух» не имеет никаких религиозных оттенков зна­чения. Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессозна­тельными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать лич­ную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в опре­деленных сложившихся ситуациях.

Духовное бессознательное. Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро, центрируясь вокруг которого, он индивидуализируется и интегрируе свои телесные, психические и духовные аспекты. Франкл считал, что духовное основание человече­ской экзистенции в конечном счете бессознательно[67]. Глубинный центр каждого челове­ка является бессознательным. Существует четкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным.

Сознание имеет свои истоки в духовном бессознательном. Франкл полагает, что любовь и искусство уходят своими корнями не толь­ко в моральное сознание, но и в эмоциональные, интуитивные, нерациональные глуби­ны духовного бессознательного. Сознание - это «голос» трансцендентности, и сознание само является трансцендентным.

Религиозное подсознательное. Бессознатель­ная религиозность, или религиозное бессознательное, существует в пределах духовно­го бессознательного. Люди всегда определенным образом относятся к трансценденции, даже на бессознательном уровне. Этот «бессознательный Бог» скрыт двумя способа­ми. Во-первых, скрыты человеческие отношения к Богу. Во-вторых, скрыт сам Бог. Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность. Подавление религиозности, так же как и подавление других аспектов бессознательного, ведет к неврозу.

Смысл жизни. Люди внутри себя имеют много потен­циальных возможностей, они не детерминированы полностью. Скорее, люди в любой момент времени свободны решать, чем они станут в следующий миг. Принимая реше­ния, они сами определяют, какая из их потенциальных возможностей будет реализова­на. Ни на одной стадии жизни люди не могут избегать выбора возможностей. Люди всегда сдерживаются биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, однако они могут либо противостоять этим ограничениям и придавать им нужную форму, либо сознательно подчиняться им. Франкл пишет: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смы­сла, потенциально присущего данной жизненной ситуации»[68].

Смысл смерти. В логотерапии отмечается, что смерть не лишает жизнь смысла. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Понимание конечности своего земного бытия не дает откла­дывать дела на неопределенный срок и способствует осознанию ответственности за свою жизнь.

Самотрансценденция - существенная характеристика человеческого существова­ния, заключающая в себе стремление человека выйти за пределы самого себя. Люди становятся наиболее человечными, когда выходят за пределы своего «Я» либо осуществляя смысл, либо встречаясь с любовью к другому человеку. Франкл считает, что основной челове­ческой потребностью является скорее поиск смысла, нежели поиск своего «Я». Чело­век может достичь своей сущности, только взяв на себя ответственность за осуществ­ление смысла.

Страданию невротического характера, обуслов­ленному трудностями при самотрансценденции противоположным является нахожде­ние человеком смысла в выходе за границы своего Эго.

Источники смысла. Франкл говорит о трех основных способах, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни: 1) что-то давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности пережива­ния, ценности любви); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя из­менить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения)[69]. Кроме того, люди могут обнаружить смысл в пере­живаниях, имевших место в прошлом, и религии.

Основная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя - работа. Самое важное значение имеет то, как люди используют свои уникальные человеческие качества при выполнении работы, хотя некоторые виды работ в основном рутинны. Смысл творче­ства можно искать в делах, которыми человек занимается на досуге. Безработица - пример влияния недостатка смысла твор­чества.

Любовь в логотерапии не рассматривается как феномен, вторичный по отношению к сексу. Секс может быть выражением зрелой любви, но он не является сам по себе формой любви. Любовь как форма самотрансценденции имеет различные характеристики. Любовь подразумевает отношение к другому человеку как к духовному существу, понимание или постижение внутреннего ядра личности другого. Человек движется в глубины собственного духовного существа под влиянием духовного ядра своего партнера. Безумное увлечение редко продолжается долго.