Любовь подразумевает умение увидеть потенциал в любимом человеке и оказание ему (или ей) помощи в реализации этого потенциала. В настоящих отношениях, основанных на любви, нет места для ревности, так как с другим человеком не обращаются как с собственностью. Франкл подчеркивает, что, по его мнению, любовь - не единственный и даже не лучший способ наполнить жизнь смыслом[70].
Судьбу можно формировать тогда, когда это возможно. В противном случае с ней необходимо смиряться. Когда люди не могут изменить обстоятельства, например, при неизлечимой болезни или при интернировании в концентрационном лагере, они могут изменить свое отношение к этим обстоятельствам и к жизни в целом. Франкл употребляет в данном случае понятие «ценности отношения». Через ценности отношения даже трагические аспекты жизни могут превратиться во что-то положительное и творческое. Однако людям следует не принимать судьбу с излишней готовностью и обращаться к ценностям отношения только тогда, когда у них появляется твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.
Неизбежные неблагоприятные ситуации дают людям возможность «актуализировать самую высокую ценность, осуществить самый глубокий смысл, смысл страдания» (Frankl, 1963, р. 178)[71]. Люди могут по-разному отвечать на страдание. Это зависит от их выбора. Некоторые люди способны духовно обогащаться и укрепляться благодаря страданию. Они могут реализовывать свою внутреннюю свободу с целью превращения затруднительных положений в достижения на человеческом уровне.
Поиск смысла, прежде всего, ориентирован на будущее. Но иногда прошлое также может быть источником смысла. Люди порой обесценивают свои прошлые переживания как источник смысла, хотя понимание того, что ничто из прошлого не потеряно, а лишь отложено в качестве неприкосновенного запаса, само по себе может наполнить жизнь человека смыслом.
Сверхсмысл. Франкл (Frankl, 1963, 1988) использует термин «сверхсмысл», когда говорит о предельном смысле страдания и жизни[72]. Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания, они не могут прорываться через границы между миром человеческим и миром божественным. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла. Сверхсмысл может быть постигнут только с помощью веры, но не с помощью интеллектуальных средств. Вера в Бога предшествует развитию у людей способности иметь веру в высший смысл жизни. Франкл видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном языке.
Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда фрустрировано стремление к смыслу. Она не является ни патологической, ни патогенной. Главными ее характеристики являются апатия и скука.
Экзистенциальный вакуум. Данный термин используется для описания состояния, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту, ощущение бессмысленности. К факторам поддержания экзистенциального вакуума относятся подавление стремления к смыслу, уход от ответственности, разрушение традиций и ценностей, редукционистские модели в сфере образования, недостаточное стремление к самотрансценденции, невротизация человечества. Франкл отмечал, что разрушение традиций играет главную роль в создании и поддержании экзистенциального вакуума. Редукционистские модели в сферах психологии и образования приводит к тому, что люди начинают верить в то, что они скорее детерминированы, чем детерминируют сами.
С экзистенциальной фрустрацией связано подавление стремления к смыслу, а также подавление своей духовности и религиозности.
Из-за подавления люди теряют контакт со своими духовными центрами, которые являются самыми глубокими источниками ощущения смысла.
Механизмами ухода от ответственности за поиск смысла являются конформизм, тоталитаризм и бегство в депрессию, наркоманию и агрессию.
Многие направления современной психологии сосредоточиваются на самоактуализации и самовыражении, вытесняя из сознания людей понимание того, что счастье и реализация потенциальных возможностей являются «побочными продуктами» самотрансценденции, способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе.
Ноогенный невроз определяется Франклом как «невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный или этический конфликт, например конфликт между Супер-эго и истинным сознанием...». Большую роль в развитии ноогенных неврозов играет экзистенциальная фрустрация. Такие неврозы являются результатом духовных конфликтов и фрустрации стремления к смыслу.
Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенциального вакуума, используя термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии существуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Франкл уверен и в том, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наибольшей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.
Ощущение бессмысленности может быть частью человеческой реакции на жизнь. Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация с каждым годом распространяются все более широко. У индивидуумов, живущих в настоящее время, с большей степенью вероятности возникнет ощущение бессмысленности, потому что они растут в культурах и обществах, в которых труднее, чем в прошлом, найти смысл. Разрушение традиционных ценностей и развитие тенденции к редукционизму затрудняют многим людям поиск смысла жизни. Поскольку в обществе относительно немного людей, нашедших смысл в жизни, молодые люди могут страдать от недостатка в своем окружении образцов для подражания. Несмотря на веру Франкла в потенциальную человечность людей, «гуманные люди» составляют меньшинство и, вероятно, всегда будут оставаться в меньшинстве».
Практика логотерапии
Цели логотерапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзистенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза. Значение логотерапии заключается в том, что она концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом и помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся помочь осознать клиентам их жизненные задачи и переориентировать их на решение этих задач, обучая клиентов взятию на себя ответственности за поиски смысла жизни.
Логотерапия ставит задачи помочь разблокировать стремление клиентов к смыслу, что с большей долей вероятности позволит найти пути самотрансценденции через ценности творчества, переживания и отношения.
«Побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла является исчезновение симптомов апатии и скуки.
При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении психотерапевты могут применять логотерапию в сочетании с лекарственной терапией, которая позволит провести коррекцию соматических нарушений. Сама по себе Логотерапия имеет дело со здоровой частью индивидуальности.
Логотерапия в преодолении состояния
экзистенциального вакуума
Важными условиями оказания эффективной психологической помощи в преодолении экзистенциального вакуума в подходе В. Франкла являются создание гуманных отношений, внимательная диагностика состояния пациента и владение методами углубления экзистенциального осознания и методами фокусирования на поисках смысла.
Консультирование подразумевает наличие как стратегий, так и «я - ты» отношений. Логотерапевт обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы отношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента.
Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального вакуума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скрытым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощущают внутреннюю пустоту.
Методы углубления экзистенциального осознания.
К методам углубления экзистенциального осознания относятся «объяснение», «предложение максим», «использование сравнений».
Объяснение направлено на актуализацию понимания недолговечности жизни. Одной из главных максим (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения) Франкла является следующая: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь»[73]. При использовании сравнений клиентам можно предложить представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение - пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит крайний срок.