Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 8. §§ 2,3.
Дополнительная литература:
1. Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического анализа // История СССР – 1990 – №5.
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990. – Ч.6.
3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
4. Формации или цивилизации: материалы круглого стола // Вопросы философии – 1989 – №10.
5. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии – 1990 – №3.
6. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 1. – М., 1993.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Первоисточник к семинару
1. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. – 1990. – № 11.
Вопросы к первоисточнику:
1. Почему так называемая «пятичленка» должна быть призвана условной теорией по мнению Гуревича?
2. За какую односторонность теории критикует формационный подход Гуревич?
3. Почему теорию Маркса Гуревич называет телеологической?
Занятие 3. Глобальные проблемы современности
1. Глобальные проблемы современности.
2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.
3. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть глобальных проблем мировой цивилизации на рубеже XX-XXI вв.?
2. Каковы возможные пути выхода из глобального кризиса?
3. В чем значение философии для осмысления и решения глобальных проблем?
4. Возможно ли предвидение будущего истории?
5. Каковы возможные сценарии будущего?
Литература
Основная литература:
1. Философия: учеб. пособие для высш. учеб. завед. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – Раздел 2. Гл.12.
Дополнительная литература:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.
2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.
3. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М., 2000.
4. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.
5. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. – М., 2000.
6. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М., 1994.
Первоисточник к семинару
Глобальные проблемы современности
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис – 1994. – №1.
Вопросы по первоисточнику:
1. Какую причину оживления национального и религиозного фундаментализма называет Хантингтон?
2. Какую новую структуру международной системы взамен трёхступенчатой (страны первого-второго- третьего мира) предлагает Хантингтон?
3. Что лежит в основе культурной идентификации по мнению Хантингтона?
4. Какой прогноз будущему даёт Хантингтон? Согласны ли вы с ним?
5. Считаете ли вы, что рост религиозного самосознания следует считать источником глобального конфликта?
Раздел 8. Философия религии
1. Философские концепции Бога: политеизм, пантеизм, деизм, монотеизм.
2. Доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, телеологическое, антропологическое.
3. Религиозный опыт. Кризис западной теологии и религиозной философии.
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 4. Гл. 5.
Дополнительная литература:
1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993.
2. Кимелев Ю.А. Современна философско-религиозная антропология. – М., 1985.
3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. – 424 с.
4. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного – СПб., 1998.
5. Философия: учебник / под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русс. Слово, 1998. – 432 с.
Первоисточник к семинару
1. Дж. Робинсон. «Честно перед Богом». – М.: Б.И.: Б.М. – 1992 – С.30-45.
Вопросы по первоисточнику:
1. Почему протестантский теолог Робинсон предлагает отказаться от использования слова «Бог» на время жизни хотя бы одного поколения?
2. Какой смысл вкладывает теолог в понятия «небеса» и «мир»?
3. Что подразумевает Робинсон под нерелигиозным путём для будущего христианства?
4. Как, по мнению Робинсона, может проявить себя священное в обыденном (мирском)? Согласны ли вы с этим?
Раздел 9. Философия искусства
1. Место и роль художника в обществе в эпоху античности. Платон и Аристотель.
2. Средневековая эстетика о прекрасном. Ф. Аквинский.
3. Рационализм в художественном творчестве (Возрождение и эпоха Просвещения).
4. Неклассическая эстетика Шопенгауэра и Ницше и её влияние на культуру модерна и постмодерна.
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч.1. Гл. 4. § 3.; Гл. 5. § 7.
Дополнительная литература:
1. Кондратов Р.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 430 с.
2. Кривцун А. Эстетика: учебник. – 2-е изд., доп. – М: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.
3. Эстетика: учеб. пособие для вузов. – М.: Центр, 1998. – 240 с.
Первоисточник к семинару
1. Аристотель «Поэтика» // Аристотель: Соч. В 4 т. Т.4. – М., 1984. – С.655-756; С.658-659.
2. Платон «Государство» // Платон: Соч. В 3 т. Т.3. – С. 421.
Вопросы по первоисточнику:
1. Какое отношение к искусству должен формировать идеальный правитель в государстве, по мнению Платона?
2. Почему искусство в философии Платона не может приблизить нас к пониманию форм, а уводит от них?
3. Какой жанр литературы, по Платону, выводит душу из состояния равновесия и почему?
4. Как жанр трагедии может привести к катарсису по мнению Аристотеля?
5. Можно ли назвать этот механизм сублимацией?
6. Может ли современная продукция кино и ТВ оказать катарсическое влияние на зрителя?
6. Самостоятельная работа
(36 часов)
Самостоятельная работа предполагает написание одного эссе (10 часов) и выполнение контрольных работ (26 часов) по источникам.
Контрольные работы выполняются письменно в виде ответов на вопросы к первоисточникам, предложенных к каждому семинарскому занятию.
Список тем эссе
1. В чем состоит значение философии сегодня?
2. В чем состоит отличие философского мировоззрения от религиозного?
3. Что такое мудрость?
4. Каково соотношение философии с наукой и религией?
5. Оправдан ли путь сомнения, который прошел Декарт?
6. Являются ли аргументы Декарта в пользу нематериальности души бесспорными?
7. Существует ли различие между первичными и вторичными качествами?
8. Существуют ли основания для субъективно-идеалистического понимания реальности?
9. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?
10. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая случайности?
11. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая свободы?
12. Существуют ли врожденные знания или знания формируются лишь из опыта?
13. Согласны ли Вы с Юмом в том, что не существует «Я» как особой реальности?
14. Согласны ли Вы с Юмом, что мы не можем быть уверены в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?
15. Согласны ли Вы с Кантом, что существуют априорные знания, которые определяют наше знание о мире?
16. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?
17. Удалось ли Канту обосновать возможность науки?
18. Является ли человеческое познание отражением (репрезентацией) объективного мира или конструированием собственного «жизненного мира»?
19. Что есть истина?
20. Существует ли универсальная природа человека?
21. Удалось ли социобиологии решить проблемы синтеза генетического фактора и фактора культурной среды?
22. Является ли взаимная помощь результатом естественного отбора?
23. Согласны ли вы с Гальпериным в том, что у человека отсутствуют инстинкты?
24. Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?
25. Благодаря каким факторам человек выделился из мира животных?
26. Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens?
27. Является ли альтруизм результатом естественного отбора?
28. Является ли психоанализ научной теорией?
29. Может ли человек управлять своими бессознательными процессами?
30. Согласны ли вы с Сартром, что человек сам устанавливает для себя ценности?
31. Согласны ли вы с Сартром, что человек абсолютно свободен?
32. Существует ли смысл жизни?
33. Согласны ли вы с Б.Уильямсом, что бессмертие бессмысленно?
34. Противоречия морального сознания.
35. Практична ли мораль?
36. Соотношение долга и пользы в морали.
37. Любовь к ближнему как этический идеал.
38. Абсолютное и относительное в морали.
39. Нравственный идеал и жизненные реалии.
40. По ту сторону добра и зла.
41. Существует ли нравственная свобода?
42. Мистический и религиозный опыт.
43. Будущее религии.
44. Критерии произведения искусства.
Методические рекомендации к написанию эссе
С помощью этих рекомендаций вы получите представление о том, что такое эссе, а также некоторые советы, как написать эссе.
Эссе - это форма самостоятельной работы студента объемом 3-5 тетрадных страниц. Эссе по философии отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе - это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения.