7. Каковы основные уровни организации живой и неживой материи согласно современным научным знаниям?
8. Что такое физикализм и редукционизм?
9. Что такое эмерджентный материализм?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 2.
Дополнительная литература:
1. Найдыш В. М. Концепция современного естествознания. – М., 1999.
Первоисточник к семинару
1. Гейзенберг В. Закон природы и структура материи // В. Гейзенберг. Шаги за горизонт. – М., 1987. - С. 107-119.
Вопросы по первоисточнику:
1. Как греческая мысль пришла к идее атома?
2. В чем сила и слабость атомистической гипотезы Демокрита? С какой проблемой не справляется атомистическая гипотеза Демокрита?
3. Что принимает Платон за мельчайшие частицы материи? В чем отличие платоновских атомов от атомов Демокрита?
4. На какие открытия ссылается Гейзенберг, утверждая, что современная физика решает вопрос в пользу Платона?
5. Какую философскую позицию предпочитает Гейзенберг: материализм или идеализм?
6. Согласны ли Вы с его выводами?
Занятие 2.
1. Принцип детерминизма. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.
2. Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.
3. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое детерминизм? Назовите представителей.
2. Что такое индетерминизм? Назовите представителей.
3. Как связаны между собой причина и следствие?
4. Что такое лапласовский детерминизм?
5. Какое влияние оказала классическая механика на учение о причинности?
6. Как соотносятся детерминизм и свобода?
7. Какие научные теории способствовали включению случайности в причинную связь?
8. Что такое вероятность?
9. Какое влияние оказала теория самоорганизации на учение о причинности?
10. Что такое фатализм?
11. Что такое развитие?
12. Что такое глобальная эволюция?
13. Какое значение для понимания мира имело открытие феномена самоорганизации в неравновесных системах?
14. Что такое синергетика?
Литература
Дополнительная:
1. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.,1997.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – С.49-106.
3. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Мир философии. В 2 ч. Ч. 1. – С.286-296.
4. Джеймс У. Дилемма детерминизма // У. Джеймс. Воля к вере. – М, 1997. – С. 95-118.
5. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 1971. – Ч .4, 6.
6. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. – 1992. – №11.
7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. – №3 – С. 3-28.
Первоисточник к семинару
1. Интервью с С.П. Курдюмовым // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 53-57.
2. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С.46-52.
Вопросы к первоисточнику:
1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?
2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?
3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?
4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?
5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?
Тема 6. Проблема сознания
1. Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).
2. Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.
Литература
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 5.
Дополнительная литература:
1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.
2. Прист С. Теории сознания / пер. с анг. А.Ф. Грязнова. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 288 с.
3. Хофштадтер Д. Глаз разума / Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – 432 с.
4. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. – М., 1984.
Первоисточник к семинару
1. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? // Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. Глаз разума. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – С.349-360.
Вопросы к первоисточнику:
1. Почему имеющиеся на сегодня редукции психики Нагель считает неудовлетворительными?
2. Что такое сознание, согласно Нагелю?
3. Почему для редукции важен предварительный анализ того, что предстоит редуцировать?
4. В чем особенность феномена сознания, затрудняющая его редукцию?
5. Что хочет показать Нагель на примере с летучей мышью?
6. В чем отличие редукции психики от редукции других явлений?
7. Какие выводы делает Нагель и согласны ли вы с ними?
Раздел 3. Теория познания
Тема 1. Проблема обоснования знания: эмпиризм и рационализм
1. Проблема обоснования знания и фундаментализм.
2. Рационализм об источнике достоверного знания.
3. Эмпиризм об источнике достоверного знания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое эпистемология?
2. В чем состоит отличие знания от мнения?
3. Что такое фундаментализм в теории познания?
4. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?
5. Как Платон доказывает, что источником знания является разум?
6. Что такое врожденные идеи и какую роль они играют в познании по мнению Декарта?
7. Как возникают идеи по мнению Локка?
8. Какую роль играет разум в процессе познания по мнению Локка?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.
Дополнительная литература:
1. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб., 1996.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М., 2003.
4. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 2001. – Ч. 2. Гл. 2.
Первоисточники к семинару
1. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Г.В. Лейбниц. Соч. В 4 т. Т.2. – Предисловие. – С.47-53.
2. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Д. Локк. Соч. В 3 т. Т.1. – М., 1985. – Кн. 1. Глава 2; Кн. 2. Глава 1.
Вопросы по первоисточникам:
1. Как Локк опровергает теорию врожденных идей?
2. Как Локк объясняет происхождение идей?
3. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания?
4. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?
Тема 2. Скептицизм и агностицизм
1. Скептицизм Д.Юма.
2. Теория познания И. Канта. Агностицизм И. Канта.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое скептицизм?
2. В чем сомневается Юм?
3. Каково происхождение идей по мнению Юма?
4. Почему Юм приходит к скептицизму?
5. На каком основании Юм отрицает существование «Я»?
6. Почему Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?
7. Какую позицию занимает Кант в споре между эмпириками и рационалистами?
8. Что Кант называет априорными и апостериорными, аналитическими и синтетическими суждениями?
9. Какие априорные формы выделяет Кант? Какую роль они играют в познании?
10. В чем суть революции, которую совершил Кант в эпистемологии?
11. Что такое агностицизм?
12. Почему Кант приходит к агностицизму?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел I. Ч. I. Глава 5. § 3.
Дополнительная литература:
1. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв.: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб., 1996.
Первоисточник к семинару
1. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1998. – С.84-90, 99-105.
Вопросы к первоисточнику:
1. Каким образом Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?
2. Какое чувство, по мнению Юма, является источником идеи необходимой связи?
3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей человека?
Тема 3. Структура процесса познания
1. Знание и реальность.
2. Структура процесса познания
а) чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе.
б) рациональное познание и его формы. Мышление, язык и действительность.
в) интуиция и ее роль в познании.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие трактовки отношения между знанием и реальностью были предложены в философии?
2. Что такое наивный реализм?
3. Что такое отражение?
4. В чем отличие чувственного и рационального познания и какова их взаимосвязь?