Вопросы к первоисточнику:
1. Объясните выражения Сартра «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности».
2. Объясните выражение Сартра «выбирая себя, мы выбираем всех людей».
3. Почему Сартр утверждает, что человек - это тревога? Является ли тревога препятствием к действию?
4. В чем состоит тревога Авраама?
5. Что хотят сказать экзистенциалисты, говоря о покинутости?
6. Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?
7. Что понимает Сартр под отчаянием?
8. Почему, по мнению Сартра, экзистенциализм внушает ужас некоторым людям?
9. Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью по мнению Сартра?
10. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов «вы можете делать что угодно»?
11. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов в том, что они не могут судить, поскольку человек сам выбирает?
12. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?
13. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?
Раздел 6. Этика
Тема 1.Понятие морали и основные этические теории
1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл.
2. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под императивностью морали?
2. Как соотносятся между собой моральное сознание и моральное поведение?
3. В чем проявляется антиномичность морали?
4. Как связаны между собой знание и добродетель согласно Сократу?
5. Почему человек должен руководствоваться только разумом согласно Платону?
6. Какие главные добродетели выделил Платон?
7. Почему этика Аристотеля характеризуется как натуралистическая?
8. В чем состоит счастье по мнению Аристотеля?
9. Что понимает под высшим благом Эпикур?
10. Каков этический идеал стоицизма?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 2. § 11, 12, 14, 16, 17.
Дополнительная литература:
2. Анчел Е. Этос и история. – М.: Мысль, 1988.
3. Аристотель. Никомахова этика: Соч. В 4 т. Т.4. – М., 1984.
4. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.
5. Войтыла К. Основания этики / Вопросы философии. – 1991. – № 5. – С. 29-60.
6. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
7. Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1999.
8. Зеленкова И.Л. Этика: учебное пособие и практикум / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. – Минск, 1998.
9. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.
10. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. – М., 1998.
11. Этика: словарь афоризмов и изречений: пособие для студентов вузов. – М., 1994.
Первоисточник к семинару
1. Эпикур. Письмо к Менекею // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. – М.: Политиздат, 1991. – С. 125-128.
Вопросы по первоисточнику:
1. Каково отношение Эпикура к смерти?
2. Какие желания неразумно удовлетворять по мнению Эпикура?
3. Что выступает условием счастливой жизни согласно Эпикуру?
4. Как Эпикур трактует понятие удовольствия?
Тема 2. Основные этические теории и проблема морального выбора
1. Этика И. Канта.
2. Утилитаризм (И. Бентам, Дж. Ст. Милль).
3. Ситуация морального выбора: критерии моральной оценки.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит универсальный моральный закон согласно Канту?
2. Что такое категорический императив?
3. Как определить, является ли поступок морально правильным, согласно Канту?
4. Что такое утилитаризм?
5. Как определить, является ли поступок морально правильным, согласно утилитаристам?
6. Каковы характеристики ситуации морального выбора?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 5. § 3,7.
Дополнительная литература:
1. Гусейнов А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1999.
2. Кант И. Критика практического разума: Соч. В 6 т. Т. 4. – М., 1966. – Ч. 1.
3. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. – М., 1989.
4. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994.
5. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1982.
6. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет: учебное пособие для вузов. – М., 1998.
Первоисточники к семинару
1. Милль Дж. Ст. Утилитарианизм. О свободе. – СПб, 1900. – С. 99; 118; 122-126.
2. Ницше Ф. Предрассудки альтруистической и сострадательной морали // Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – С. 56-68.
Вопросы по первоисточникам:
1. Что требует от человека мораль по мнению Милля?
2. Как определить, какое удовольствие лучше по качеству по мнению Милля?
3. В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?
4. Каковы критерии нравственного поведения и нравственной оценки по Миллю?
5. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?
6. В чем заключается сущность истинной морали по Ницше?
7. Почему Ницше называют моральным нигилистом?
8. Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?
Раздел 7. Социальная философия
Тема 1. Общество как предмет философского анализа
1. Философские подходы к пониманию общества (религиозно-идеалистический, натуралистический, материалистический).
2. Общество как система. Материальное и духовное производство.
3. Общество и личность. Историческая необходимость и свобода личности.
4. Проблема общественного идеала. Понятие гражданского общества.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем объясняется многообразие подходов к пониманию общества?
2. В чем сущность религиозно-идеалистического подхода к пониманию общества?
3. В чем сущность концепций органической теории общества (географического детерминизма, биологического детерминизма)?
4. Какие факторы оказывают решающее значение на развитие общества с точки зрения Маркса?
5. Что отличает общество как систему от других систем?
6. В чем своеобразие материальной и духовной сфер общественной жизни?
7. В чем сущность общественного сознания и какова его структура?
8. Что такое духовное производство и каковы его основные виды?
9. Раскройте понятия идеологии и общественной психологии. В чем заключается их взаимодействие?
10. Как соотносятся историческая необходимость и свобода личности?
11. Что такое гражданское общество и каковы его признаки?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов И.Т. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 8, § 1; Гл. 11.
Дополнительная литература:
1. Арото А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и возрождение // Полис. – 1995. – №3.
2. Багратян Г.А. Общество и государство. – М., 2000.
3. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.
4. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. – 1997. – №4.
5. Голенкова З.Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация / З.Т. Голенкова, В.В. Витюк // Социс. – 1995. – №6.
6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.
7. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. – 1996. – №5.
8. Соловьёв А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. – 1996. – №6.
Первоисточники к семинару
1. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Антихрист: антология. – М.: Высш. шк., 1995. – С.135-159.
2. Достоевский Ф.М. Великий Инквизитор // Антихрист: антология. – М.: Высш. шк., 1995. – С.76-89.
3. Турен А. Возвращение человека действующего // Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов. – М.: Ак. Проект, 2002. – С. 720-728.
Вопросы по первоисточникам:
1. В чем Великий Инквизитор обвиняет Христа?
2. Что является благом для народа с точки зрения Великого Инквизитора?
3. Каковы основные черты Великого Инквизитора в понимании Достоевского?
4. В какой зависимости находятся добродетель и польза?
5. В чем суть так называемого патерналистского милосердия? Оправдано ли насилие в делах благодеяния и милосердия?
6. Какие две противоположные характеристики определяют направление современных обществ по мнению Турена?
7. Когда и почему в истории европейских государств гражданское общество отмежевалось от государства?
8. Какие обязанности за государством и гражданским обществом теперь сохраняются?
9. Что, по мнению Турена, должно стать предметом анализа современной социальной философии и социологии?
10. Что такое общественное движение и какова его роль в жизни общества?
Занятие 2. Философия истории.
1. Проблема смысла истории.
2. Теории единства Всемирной истории (Гегель, К. Маркс).
3. Критика теорий исторического прогресса.
4. Концепции локальных культур и цикличности развития (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Вопросы для самоконтроля:
1. Как решался вопрос о смысле и направленности истории в христианской философии?
2. Что понимает Ясперс под «осевой эпохой»?
3. Каковы особенности формационного подхода к пониманию исторического процесса?
4. Что такое общественно-экономическая формация? Какие типы формаций выделят Маркс?
5. В чем сущность антиисторицизма К. Поппера?
6. Каковы основные черты цивилизационного подхода к истории?
7. Как понимает прогресс всемирной истории Данилевский?
8. Чем обусловлена уникальность каждой цивилизации, по мнению Тойнби?
Литература