13. Развитие восприятия в онтогенезе.
Литература по теме «Восприятие»
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140.
2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975.
3. Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.1 и 2. – М., 1966.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение». –М., 1969
6. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967.
7. Логвиненко А.Д.Психология восприятия. – М., 1987. С.16-22.
8. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. С. 65-78.
9. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976. С.186-192.
10. Грегори Р. Глаз и мозг.- М., 1970. С.101-130.
11. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. Гл.6. С.255-264.
12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. С.193-205.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1970. С.112-124.
Глоссарий
Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.
Апперцепция (лат. perceptio –восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания психической деятельности человека, направленности и др. личностных способностей его психической деятельности.
Восприятие – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующийцелостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Гештальт - (нем. Gestalt – образ, форма) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность», (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии; неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта.
Иллюзии восприятия – (лат.illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.
Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.
Замыкание – тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.
Кажущееся движение – иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект», или «фи-феномен».
Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.
Относительное движение (двигательный параллакс) – видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных объектов влево, если голова движется влево (и наоборот).
Транспозиция – узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.
Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее втом, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Выводы. Представление о восприятии как о создании целостного образа, обладающего осмысленностью, субъективностью, определенным уровнем схематичности, позволяет сделать важные выводы о способах формирования этой целостности (см. феномены гештальтпсихологов). Если я хочу, чтобы меня поняли, я должна так построить свое высказывание, чтобы оно было целостным, чтобы в нем присутствовали все составляющие (подумайте, в этом смысле, при каком высказывании вас не понимают). Если я составляю рекламу, я должна учитывать принцип единства фона и предмета и организовать фон таким образом, чтобы предметом выступало то, что я хочу показать. Если я веду ребенка на выставку, я должна понимать, что он увидит в картинах не обязательно то, что вижу я, а то, что определено его жизненным опытом, знаниями, интересами.
Развитие восприятия – это, прежде всего, развитие способности наблюдать и наблюдательности, как систематического и целенаправленного восприятия (обследования) предмета.
1. По мнению" представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более
а) упорядоченной;
б) структурированной;
в) значимой.
г) все ответы верны.
2. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится
а) дополнить плохо очерченный контур;
б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;
в) сгруппировать сходные элементы.
г) Все ответы верны.
3. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип
а) дополнения;
б) сходства;
в) непрерывности;
г) симметрии.
4. Феномен перцептивной защиты
а) связан с понижением порога восприятия;
б) вызывается необычностью некоторых стимулов;
в) облегчает узнавание некоторых слов.
г) Ни один из ответов не верен.
5. Подпороговое восприятие
а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;
б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;
в) наблюдается только у здоровых испытуемых.
г) все ответы неверны.
Контрольные тесты по теме
1. Восприятие часто принято называть:
а) осязанием,
б) апперцепцией,
в) перцепцией,
г) наблюдательностью.
2. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:
а) когнитивной психологии
б) отечественной психологии
в) гештальт психологии
г) психологии сознания
3. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:
а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом
б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом
в) отсутствии воспринимаемого предмета
г) все ответы неверны
4. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:
а) апперцепция
б) иллюзии
в) наблюдательность
г) осязание
5. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:
а) бессознательного
б) сознательного
в) надсознательного
г) все ответы верны
6. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
а) иллюзиями восприятия
б) галлюцинациями
в) фантазиями
г) грезами
7. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:
а) константностью
б) осмысленностью
в) избирательностью
г) целостностью
8. Константность восприятия _____ свойство.
а) врожденное
б) приобретенное
в) генетически обусловленное
г) все ответы верны
9. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:
а) потребностей
б) интересов
в) ожиданий
г) все ответы верны
10. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:
а) иллюзии
б) перцептивные действия
в) наблюдательность
г) осязание
ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методические рекомендации по изучению темы
Изучение темы следует начать с понимания положения о том, что внимание не существует как самостоятельного процесса. Внимание включено во все познавательные процессы и обеспечивают эффективность их осуществления. Основные свойства внимания, обеспечивающие эту эффективность устойчивость, концентрация, переключение, сосредоточенность и др. Следует обратить внимание, на условия, обеспечивающие эффективность этих характеристик в организации познания и практической деятельности.
Внимание существует и как процесс и как состояние: мы можем организовывать действие восприятия, контроля за своими действиями, но и характеризоваться общим состоянием готовности к восприятию, деятельности, решению задачи и т.п.. Понимание этих различий имеет не только теоретическое значение, но и понимание того, по каким механизмам следует организовывать этот процесс.