Таким образом, годовой круг в основе своей имеет естественные природные ритмы смены времени года. Это влечет за собой смену форм поведения человека, его отношений с внешним миром по мере его взросления по числу прожитых годовых кругов. Ученик сегодня в школе проживает одиннадцать таких кругов. Каждый год-круг он «умирает» как ученик, скажем, первого класса и «рождается» как ученик второго класса. Это повторяется одиннадцать раз и все на ином, новом уровне (2).
Создание Церковного календарного круга шло с учетом богатых традиций народа и в единстве с хозяйственным циклом. При этом ведущим делался дух, представленный религией как учением о духовно нравственном становлении человека земного (6, с. 84).
Самым важным стержнем ГКК является православное вероучение во всей его полноте. С позиций христианства весь год представляет собой систему событий, проживая и переживая которые человек проходит путь постепенного, поэтапного восхождения к Богу.
Церковь предложила не только смыслы года, соединяющие по своей сути природу, человека и Бога, но седмицы — недели, представив ее тоже как цикл-фазу. В неделе, например, есть свои однодневные посты по средам и пятницам. В воскресенье работать не положено. Каждый день седмичного круга посвящался какому-нибудь духовному событию. В церковном календаре существует суточный круг, включающий вечерню, повечерье, полунощницу, утреню, часы, литургию. Этот круг начинается с 18 часов вечера.
Наконец, народ имел еще один календарь — гражданской социальной жизни. Это календарь человеческой истории, результат социализации человека. Через этот календарь человек врастает в свой род, нацию, историю, общество.
Вот так в единении всех трех типов календарей и создавался единый ритм года, ритм всей жизнедеятельности людей. Они не противоречили друг другу, а взаимно дополняли, каждый в этой жизненной системе выполнял свою функцию, играл свою роль. Эта триада — Народно-хозяйственный, Церковный и Гражданский календари — являют собой уникальное явление человеческой культуры.
Основой годового календарного, гражданского и церковного кругов являются праздники. Они дают отсчет времени и определяют пространство в его физическом и духовном смысле, в котором и через ощущение которого живут русские люди. Праздник – это одна из важнейших составляющих человеческого существования, как учеба, труд и отдых. Праздник как феномен культуры содержит в себе все ее элементы: музыку, песни, знаки, символы, обряды, ритуалы, лексику, церемонии, костюмы, вещи – атрибуты, игру и проч. Любой праздник имеет свой смысл, духовную, религиозную основу. Праздники непременно связывают человека с обществом, со средой, через них поддерживается связь личных и общественных событий.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты и т.п.
Педагогика праздника
Праздники сопровождают жизнь каждого человека любой национальности и любых религиозных мировоззрений. История не знает ни одного человеческого общества, даже самого древнего, еще не имевшего никакого государственного строя и жившего племенем, у которого бы не было праздников.
В русской традиции праздники были сакральным временем, почитались как необычные, возвышающие человека над буднями, воспитывающие его. Именно поэтому они переполнены обычаями, правилами, обрядами, несущими особый духовный и общественно-исторический смысл. Через праздники шло мощное усвоение культурных традиций и ценностей, придающих смысл всему человеческому существованию, отличному от животного.
Праздник – это одна из важнейших составляющих человеческого существования, как учеба, труд, и отдых. Праздник это как микрокосм и универсум культуры содержит в себе все её элементы – музыку, песни, знаки, символы, обряды, ритуалы, лексику, церемонии, костюмы, вещи-атрибуты, игру и проч. «Праздник – это путь к образованию» (А. Адамский).
Педагогика праздника – это и совершенная форма образования, которая «содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, о судьбе, исторической роли своего народа, дает питание чувствам духовно-исторического родства» (В.Ю. Троицкий). Праздник – механизм передачи этих переживаний и понятий будущим поколениям. «…Праздники – это и есть Родина» (М.И. Воловикова). И культурное самопознание и самосознание тех, кто его сегодня начинает воссоздавать.
«Праздник сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа» (2, с. 49).
Народный праздник – лучшее на планете, для каждого народа свое, иногда протяженное во времени, особым образом организованное проживание со-БЫТИЯ или череды событий, имеющих определенный смысл. Это и самый точный, необходимый компенсаторный, восстановительный механизм. Лучший, потому что вписан в конкретную человеческую природу на уровне оформленных конкретных социально-этнических культурных архетипов. «Мы от души праздновали праздники с папуасами Ириан-Явы. Но удовольствия и результата, как от наших русских праздников, не получали, потому что там все было вписано в иную психофизику и ментальность», - свидетельствует этнолог Г.Базлов.
Символика праздника, смысл каждого действия, их эстетика и т.д. запечатлевается участниками, особенно детьми. И отзывается на уровне генетического «архетипа культуры», т.е. врожденных психологических структур, «изначально определяющих отношение человека к жизни согласно той культуры, в которой жили его предки. Архетип культуры – это «вечная память» о своей личной и общественной истории, это «сигнальная наследственность», над которой нет контроля сознания» (свящ. Алексий Мороз).
Значение праздников для традиционной отечественной культуры исследовали философы и культурологи: В. Белов, А. Коринфский, Ю. Лотман, А. Камкин. О педагогическом потенциале праздников писали: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский. Так в «Книге для учащих» в сборнике «Родное слово» К.Д. Ушинский пишет, что праздники в жизни ребенка занимают особое место: «Пусть каждый припомнит свое детство, – читаем у К.Д. Ушинского, – и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями, веселостями и хлопотами – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства. И как тускло и серо были бы это детство, если бы из него выбросить праздники! Я полагаю, что и теперь дети, – по крайней мере, в тех семействах, которые не очистили своего быта до совершенной бесцветности изгнанием из него всех добрых обычаев и всей поэзии старины, – живут так же, как жили когда-то и мы, и что крашенки, березки, сирень, вербочки так же наполняют и будут наполнять жизнь русского ребенка» (12, с. 352).
Народный праздник всегда имеет религиозную основу, о чем могут не подозревать неискушенные участники. Религия – как «действующая причина в мире бытия» (В.И. Несмелов), связь-отношение с миром невидимым, духовным по поводу метафизических, надчеловеческих, заданных свыше предельных категорий Рождения, Жизни и Смерти (бессмертия).
Христианство заложило, можно так сказать, научно-технологические ос-новы проведения праздников.
Во-первых, оно их систематизировало и привело в соответствие друг с другом, устранило противоречия.
Во-вторых, провело классификацию и иерархически расположило по степени значимости, выделив великие, средние и малые.
В третьих, определило порядок службы и проведения всех праздников.
Этой колоссальной работой христианские ученые и служители Церкви задали как бы алгоритм празднеств, который, как показала жизнь, настолько сообразен Небу и Земле, что его до сих пор никому, даже в материалистическую эпоху не удалось разрушить или заменить другим. Новые праздники создавались и проводились все по тем же основаниям.
«Праздник не праздность, а празднование – отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих», говорит святитель Феофан (13, с.421). Любой праздник имеет свой смысл, духовную религиозную основу. Праздники непременно связывают человека с обществом, со средой, через них поддерживается связь личных и общественных событий.
Великие праздники имеют свою внутреннюю структуру. В них вы-деляют: предпразднество, празднество, попразднество и отдание праздника.
Предпразднество — это дни, предшествующие празднику, когда верующие готовятся к достойной встрече его, готовятся в земном, материальном смысле и в духовном — молитвой, постом или покаянием. Все двунадесятые праздники имеют только один такой «переходной» от буднего труда к празднику день, за исключением Рождества Христова, у которого пять дней предпразднества и Богоявления — четыре дня (14, с. 385).