Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск (стр. 3 из 9)

Затем идет само празднество, его центральная заглавная часть. Это пик эмоций, радости, общения, отдание смыслу празднуемого события своих устремлений.

Попразднество — это продолжение праздника после самого праздника, это дни, специально предназначенные для прославления тех, кто послужил реализации празднуемого события, способствовал свершению великого события. Так, после дня Рождества Богородицы совершается попразднество на котором чествуются праведные Иоаким и Анна (родители Пресвятой Богородицы); после Рождества Христова празднуется собор Богородицы, а после Крещения Господня — собор святого пророка Иоанна Предтечи. Почти все двунадесятые праздники имеют попразднества протяженностью 1-8 дней (51, с. 370).

Особая часть праздника — отдание его. Отдание праздника — последний день попразднества (14, с. 260). Это особо торжественный день прощания с праздником и перестройки сознания на трудовые будни.

Вот так, психологически глубоко, осмысленно, высоконравственно и безупречно со стороны современной теории управления, выстраиваются праздники.

Это совсем не то, что мы сегодня выделяем в структуре светских праздников: «подготовку, проведение и подведение итогов», это гораздо глубже и тоньше, более очеловечено, с большим знанием человеческой психологии.

Так же технологично проработаны народом и народные праздники. Вот описание святок в одном из источников.

—Начинаются святки наведением чистоты, поскольку очищению от всякой нечисти, скверны, нечистой силы славяне придавали особое значение. В дни перед праздником сжигались старые и ненужные вещи, окроплялись святой водой дома, скот и т.д.

—В предпраздничные дни особо строго запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны друг другу делать только приятное. Это правило распространялось и на сам праздник.

—Во время праздника проводились сходки — общинные собрания, на которых обсуждались важнейшие хозяйственные вопросы, намечался порядок работы. Сходка заканчивалась пиршеством.

—В праздник устраивались различные увеселения. Ему сопутствовало, по возможности, богатое питание. Святки — это святые 12 дней от Рождества Хри-стова до Крещения — перестраивали жизнь людей на новый жизненный этап, переводили в новую фазу (2).

И так прописан каждый праздник, воплощающий в действиях и поступках какие-то знания и смыслы. В них расписаны женская и мужская традиции поведения, связь с природой и трудом, отношения семьи, родных и общества в целом, межпоколенные отношения, индивидуальное, групповое и массовое участие.

В традициях русских праздников — богатый стол, украшение дома, ношение лучших нарядов, музыка, стихи, пение, драматизация. И все-таки не это в них главное. Как сказал святой: «Праздник не праздность, а празднование, т.е. отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих».

Христианство и народная культура слились не только в праздниках, но и в иных событиях (Великий пост, Масленица и др.).

В Православии же ГКК имеет следующие акценты.

Церковный год начинается 14 сентября. А главным праздником осени является Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),

наиболее значимым праздником лета — День Святой Троицы, т.е. Пятидесятница, празднуемая на пятидесятый день после Пасхи, что приходится на июнь.

Таким образом, фазы внутри годового круга складывались так:

от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова,

от Рождества Христова до Пасхи,

от Пасхи до Святой Троицы,

от Троицы до Рождества Богородицы.

Наличие фаз внутри года, представляющих единство природного и христианского деления, позволяет представить весь год в некоем движении, а повторение года за годом как непрерывную повторяющуюся смену фаз. Это позволяет рассматривать год как цикл, т.е. время, требующееся для совершения одного набора неповторяемых событий, ведущих к изменению возраста и статуса человека. Циклы повторяются, но человек, их проживающий, уже другой, более развитый физически, психически и духовно, более взрослый. Всякое повторение событий для него — это новое и более глубокое постижение жизненных смыслов. Цикл позволяет возвращаться к исходному состоянию, но уже выросшего человека. Цикличность как бы организует развитие человека, как части природы и явления духа в определенной последовательности и с определенной периодичностью.

В праздниках Православная Церковь, в лице верующих членов ее выражает свою веру в Бога, и свое понимание мира.

В Церкви: "Кто празднует чистым сердцем, тот празднует с Ангелами", - Филарет Митрополит Московский, поэтому перед праздником каждый христианин старается исповедоваться и причастится, чтобы его праздник был украшен присутствием Ангелов.

В православной традиции метафизические категории Рождения, Жизни и Смерти (бессмертия) проживаются как духовные феномены в различных праздниках. Главные из них – Рождество и Пасха (Светлое Христово Воскресение). Каждый праздник несет свои тончайшие нюансы, создает особую атмосферу и свое особое настроение-переживание.

Пасха, являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Пасхальные события открывают и делают личностно-причастным переживание-понимание смысла предательства и жертвенной любви, смерти и воскресения, спасения души и жизни вечной. Празднику Пасхи предшествует длительный (восемь недель) подготовительный период. Семь недель – Великий пост. И одна неделя перед началом поста как именно подготовка к посту – масленичная. Поэтому масленица – преддверие Великого поста – имеет переходящий характер как Пасха, т.е. отмечается всегда в разные дни календаря, но всегда ровно за неделю до начала поста. Масленица вне контекста Рождества и Пасхи не имеет самостоятельного значения и не может его иметь, как не может жизнь быть без рождения, смерти и воскресения. С праздником Масленицы традиционно связывают проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия. Он знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

За Пасхой следуют 12 Великих праздников по церковно-славянски именуемых двунадесятыми:

1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября н/с).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н/с).

3. Благовещение, т.е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о во-площении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н/с).

4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января н/с).

5. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 января н/с).

6. Сретение Господне — 2 февраля (15 февраля н/с).

7. Преображение Господне — 6 августа (19 августа н/с).

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — в последнее воскресенье перед Пасхой.

9. Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница) , или день Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи.

11. Воздвижение Креста Господня— 14 сентября (27 сент. н/с).

12. Успение Божией Матери — 15 августа (28 августа н/с).

К великим недвунадесятым праздникам относятся:

— Обрезание Господне (Новый год с/с) — 1 января (14 января н/с).

— Покров Божией Матери — 1 октября (14 октября н/с).

— Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля н/с).

— Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сентября н/с).

Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Из других праздников наиболее чтимы:

Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н/с).

— Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н/с).

— Святого апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н/с) и 26 сентября (9 октября н/с).

— Святителя Чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н/с) и 6 декабря (19 декабря н/с).

Итак, в годовом круге мы видим четыре фазы постепенного, неторопли-вого восхождения к вере:

от поклонения Божией Матери,

через познание жизни Иисуса Христа и Его Заповедей,

а далее — через духовное укрепление к достойному выполнению своей земной миссии. Если вдумчиво вести духовно-нравственное воспитание через познание, проживание и переживание этих праздников, можно быть уверенным в успехе всей учебно-воспитательной работы школы. Обрывочное празднование Рождества, Пасхи, которое уже проводится в некоторых школах, мало что дает и, более того, превращает их в обычные плотские увеселения, бессмысленные гулянья. Именно духовные символы, сама жизнь Богочеловека Иисуса Христа, связывают все воедино и превращают отдельные праздники в единую, цельную и неделимую систему — Годовой круг (2).

Удивительно гармонично развито все в мире: духовные начала, природные начала, труд, кормящий человека, и сам человек, и его отдых настолько взаимосвязаны, органично едины и целостны, что изменение любого из них влечет за собой изменение всех других. Создать такой талантливый календарь, не владея научными методами, а лишь наблюдая жизнь, мог очень терпеливый, не суетный и трудолюбивый народ, обладающий хорошей смекалкой, наблюдательностью и памятью. Искусственно создать такую систему практически невозможно. Наши предки хорошо разбирались во времени: в настоящем они видели прошлое, а будущее повторяло их настоящее. Все воспринималось в цикле. Смысл цикла был тот же: умирание — возрождение — умирание — возрождение... С природными циклами ото-ждествлялась и жизнь людей: ребенок перерождался в юношу, юноша — в мужчину, мужчина — в деда, предки повторяли себя во внуках.

Ряд событий года очень сильно сориентирован на семью, семейные отношения и их создание. Это