Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск (стр. 5 из 9)

— День славянской письменности и культуры (признан государством) (24 мая). В этот день церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, подаривших нам нашу азбуку – кириллицу.

— День библиотек (27 мая).

— Международный день защиты детей (1 июня).

— День семьи, любви и верности (8 июля). В этот день Православная церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, муромских чудотворцев, покровителей семьи, которые показали нам пример верности и истинной любви.

— День знаний (1 сентября).

— Международный день распространения грамотности (8 сентября).

— День учителя (5 октября).

— Всемирный день молодежи (10 ноября).

— Международный день студентов (17 ноября).

Кроме этих прямых школьных праздников важны для учащихся и такие, как:

— Международный день театра (27 марта).

— Международный день музеев (18 мая).

—Всемирный день охраны окружающей среды (5

июня) и др.

В Годовом гражданском круге выделяются праздники, посвященные борьбе с человеческими пороками (страстями):

— День без табака (31 мая).

— Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).

— День Хиросимы. Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (6 августа).

— Всероссийский День трезвости (11 сентября).

— Международный день отказа от курения (19 ноября) (2 ).

Попытки построить Годовой календарный круг для школы были у Я.А. Коменского. Будучи христианином, он это делал на основе христианского учения. Им была разработана программа «Панпедия» как универсальная для воспитания всего человечества. Она была основана на христианской любви, на христианских праздниках и событиях. Эту идею великий педагог считал вполне научной и доступной для реализации в учебных заведениях.

Известны идеи П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского о необходимости делать русские школы русскими, о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании ребенка, о воспитании человека в родной культуре, в единстве родного языка, религии, культуры и быта.

Совсем близко к идее Круга подошел С.А. Рачинский. Он впервые дал педагогическое осмысление Круга, создал и описал годовой цикл школьных торжеств, считая, что школа должна запоминаться детям праздниками.

Сегодня данные идеи крайне важны для достижения современного национального воспитательного идеала, определенного в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому одним из существенных компонентов культурно-педагогической среды школы является годовой календарь школьной жизни, существенное место в котором занимают праздники, объединяющие в едином праздничном действии и едином смысловом пространстве учеников, педагогов и родителей. Праздник является особым общественным явлением, отражающим жизнь каждого человека и общества в целом. Праздник – особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение, духовные, нравственные и эстетические идеалы общества.

Праздники обладают большим воспитательно-развивающим потенциалом. В процессе подготовки и проведения праздника его участники непринужденно и заинтересованно получают необходимые знания об окружающем мире, социальных явлениях жизни, о взаимоотношениях между людьми, изучают традиции и историю, знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством и т.д. (в соответствии с содержанием праздника). Школьный праздник выступает источником познавательного и духовно-нравственного развития личности ребенка.

Традиционные праздники наставляют, напутствуют человека. Задача современной православно-ориентированной педагогики – обращение к исконному напутственному смыслу праздника и поиск возможностей раскрытия его для детей в школе и семье. Задачу эту можно решить посредством организации культурно-педагогического пространства школы в соответствии с ритмами годового круга социокультурных праздников.

Примером для педагогической практики может служить модель организации празднично-досуговой деятельности в рамках социокультурного системного развития школы, разработанная и реализуемая в школе-интернате №38 Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, реализуемые в школе методические проекты «Четыре четверти» и «Четыре рукавички», автор Потаповская О.М. (См. на мультимедийном диске).

Содержание и формат праздников циклов «Четыре рукавички» и «Четыре четверти» обеспечивают возможность присоединения детей и взрослых к традиционным социокультурным ценностям. Эти праздники, проводимые ежемесячно в коллективе класса, способствуют развитию познавательной и духовной сферы детей, формированию духовно-нравственного сознания, нравственных чувств, создают реальные и игровые ситуации в закреплении навыков нравственного поведения.

Другим примером важной роли праздника в развитии единого социокультурного пространства образовательного учреждения может играть ежегодное проведение в его стенах праздника Сретения (15 февраля), способного помочь решить проблемы преемственности, межпоколенческого взаимодействия педагогов и воспитанников школы. Этот вечер целесообразно проводить в форме Сретенских вечеров - вечеров встреч, внутренний потенциал которых должен быть ориентирован на содействие духовно-нравственному становлению и профессиональному самоопределению воспитанников, а также духовному укреплению всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей. В рамках мероприятия праздника могут быть организованы юбилейные встречи выпускников и педагогов в стенах родной школы, встречи с интересными людьми – мастерами своего дела, встреч с творческими коллективами и т.д.

Общешкольный формат праздников при правильном распределении функциональной нагрузки позволяет добиться наиболее слаженного и тесного взаимодействия между педагогами и классными коллективами в предпраздничный подготовительный период, что значительно усиливает воспитательное воздействие праздничного мероприятия. В течение года все параллели классов по очереди могут быть ответственными за проведение очередного праздника. В программе может предусматриваться проведение и православных праздников и гражданских, имеющих культурно-историческое значение.

В зависимости от возможностей учебного заведения в течение каждого месяца может быть проведено несколько или хотя бы один праздник.

Интересные рекомендации по методике подготовки школьного праздника дает специалист по организации детских фольклорных праздников М.И. Алдошина (1). Она пишет о том, что одним из главных преимуществ детского школьного праздника является то, что, используя богатейший арсенал эмоционально-выразительных средств, он обеспечивает многообразие приемов и методов педагогического воздействия, создает каждому воспитаннику условия для самостоятельной и коллективной творческой деятельности (1, с.22).

Школьный праздник имеет педагогическую цель, определяющую предвосхищение результата воспитательного воздействия. Педагогическая цель определяется в соответствии с общей целью формирования личности воспитанника. Выбор цели, ее практическая реализация обусловлены конкретной аудиторией. Одновременно должны быть учтены возрастные, индивидуальные и иные особенности, а также те средства, формы и методы педагогического воздействия, которые способны привести объект воспитания к желаемому педагогическому результату.

Педагогическая цель детского школьного праздника достигается при условии чуткой ориентации на психологию и жизненные установки данной возрастной группе воспитанников, на конкретные задачи духовно-нравственного воспитания. Праздник требует тщательной подготовки и организации, благодаря которым обеспечивается полнота и надлежащая последовательность праздничного действия.

Эффективному проведению праздника способствуют следующие факторы:

•объединение всех его логических частей вокруг главной явной или скрытой цели;

•качественный и целесообразно отобранный материал;

•адекватный выбор эмоционально-выразительных и образных средств;

•подбор исполнителей;

•пошаговая диагностика, коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Таким образом, детский праздник следует рассматривать:

✓ во-первых, как важную самостоятельную форму культурно-досуговой национально ориентированной деятельности воспитанников;

✓ во-вторых, его можно характеризовать как целостную педагогическую минисистему, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи;

✓ в-третьих, необходимо помнить, что эта форма, в отличие от массового праздника взрослых, имеет свои специфические особенности.

Говоря о сценарии детского школьного праздника, М.И. Алдошина пишет, что это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские подходы, используются художественные или музыкальные произведения. Сценарий включает также описание приемов активизации участников праздника. Таким образом, сценарий праздника представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Подготовка сценария школьного детского праздника имеет следующие этапы:

1-й этап – четкое формулирование темы и идеи праздника, которые тесно связаны. Тема – это круг жизненных событий, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – основная мысль, оценка изображаемых событий или ценностная установка автора. Тема праздника, обозначенная в названии, задается, как правило, с самого начала. К идее, к общему главному выводу подводят участников в процессе театрализованного или иного действия. В сценарии школьного праздника обязательно должен быть сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Для построения сценария необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.