Детей дошкольного возраста учат знать свою фамилию, имя и отчество. Фамилия указывает на род, отчество - на отца, а имя принадлежит самому ребенку. Не бывает людей безымянных. Во время празднования именин появляется возможность дать детям почувствовать, что имя - это бесценный дар. Имя дается человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имен существуют тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Например, Александр значит «мужественный защитник людей», Ксения - «гостеприимная», Иван - «красивый, богатый». А такие имена, как Вера, Надежда и Любовь, говорят сами за себя.
Духовно-нравственный смысл, который усваивают дети, это то, что имя не следует искажать и небрежно произносить. И уж совсем нехорошо давать человеческие имена животным. Имя свято, в нем живет прошлое и будущее, честным именем надо дорожить, не позорить его.
В дни празднования их дней Ангела дети знакомятся с житием святых и угодников Божиих. При этом наиболее значимы события жизни конкретного святого бывают для того ребенка, день Ангела которого с ним связан, поскольку Небесный покровитель воспринимается как образец для подражания. В то же время для других детей эти сведения являются общим подтверждением необходимости праведной жизни на земле.
Для детей дошкольного возраста не рекомендуется давать подробные описания житий Святых, так как они трудны для запоминания. В то же время важно, чтобы у ребенка сложились образы святых, и особенно важно принятие образа Святого, имя которого он носит. Это очень важно для развития личности ребенка, и особенно как образец поведения. Этот педагогический прием важен тогда, когда в повседневной жизни детям бывает трудно определить в поведении реальных людей положительные образцы из-за размытости нравственных эталонов даже у взрослых людей.
Таким образом, дети дошкольного возраста усваивают представления о том, что означают их имена и имена близких, почему их так назвали, почему нужно дорожить своим именем.
Заповеди Божии - это высшие духовно-нравственные законы, данные нам в Священном Писании, по которым живут многие люди, законы, по которым жила Русь-Россия, по которым жили все поколения наших предков после Крещения. Поэтому так важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте не только ознакомились с этими заповедями, но и, по возможности, жили по ним.
Знакомство с Божиими заповедями как с нравственными нормами у детей дошкольного возраста успешнее проводится в процессе доступного изучения событий годового круга, Священного Писания, чтения и обсуждения смысла русских сказок, пословиц, поговорок, в процессе коллективных игр и праздников, когда действенно проявляется детская любовь к ближнему, жалость к слабому и неприятие зла.
Трудолюбие и умение смириться перед необходимостью закладывают основу личности будущего взрослого человека. Совесть - ценнейшее духовно-нравственное качество - формируется именно в дошкольном возрасте, поскольку, если не пройдены перечисленные ступени духовно-нравственного роста, к школе может быть подготовлен ребенок-потребитель жизненных благ, не способный сопереживать, а значит по-настоящему несчастный человек.
В процессе воспитания христианских добродетелей создаются реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.
Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственными христианскими заповедями - значит исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребенка в будущем.
Детям дошкольного возраста доступны смысл и сущность православного образа жизни, который формируется при освоении детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, хвастовство - скромность, бескорыстие - жадность, простота - хитрость и т.д. И правил доброй, совестливой жизни.
В возрасте 3-4 лет ребенку знакомо чувство стыда, он естественно воспринимает людей через призму «добрый-злой», ощущает некрасивость собственных каприз и раздраженность в интонации речи других людей. Малыши открыты сочувствию и действенному состраданию вплоть до самоидентификации, когда вместе с плачущим ребенком начинает рыдать вся группа.
В возрасте 4-5 лет при создании необходимых условий для духовного развития личности, в том числе и его ценностно-смысловой сферы, важны такие духовно-нравственные качества, как вера - доверие - миролюбие - забота и защита ближних и слабых.
К возрасту 5-6 лет постепенно укрепляются такие личностные качества ребенка, как послушание и милосердие, основанные на устойчивом чувстве стыда и чести.
К возрасту поступления ребенка в школу, в 6-7 лет, формируются такие нравственно-волевые и регуляторные механизмы, как адекватная самооценка, выраженная в чувствах стыда и достоинства, которые позволяют ребенку стать послушным, способным к самоограничению и смирению своих желаний, способным к разному труду, в том числе и к учебе в школе.
Заключение
Приведем в заключение данной части нашего пособия важную информацию.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года, основополагающий документ в области охраны прав личности, утверждает право родителей на выбор типа образования своих детей (26.3). Декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию «способностей и личного суждения». Наиболее значимый после Всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года — требует от стран-участников предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание. В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», частью которой является предмет «Основы православной культуры».
Таким образом, современная школа и дошкольное образовательное учреждение имеют все права и возможности соединить высшей целью все виды занятий, придать высший смысл всей воспитательной работе, и тем самым сделать воспитание по-настоящему ценностно-смысловым и целостным.
Мы надеемся, что наше пособие «Праздники России» поможет образовательным учреждениям в такой сложной и такой важной сфере деятельноси как воспитание детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Литература.
1. Алдошина М.И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
2. Безрукова В.С., Мороз Алексий, священник. Образ русской школы. - СПб.: Сатисъ, 2002.
3. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник. М., 2003.
4. Гладких, Л.П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Меньшиков; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – с. 324.
5. Евладова Е.Б. Духовно – нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи» ): Сборник статей / Составление и общая редакция - М.Н.Лазутова, Т.И.Петракова. - М.: Импэто, 2004.
6. Зеньковский В.В. Педагогика. –Клин, 2004. – 223.
7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. –М.: Изд-во Свято-Владимирского братства. 1993. -224 с.
8. Крячко А.А. Праздник как составляющая учебно-воспитательного проекта.[Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. –Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36648.php. 09.03.2011.
9. Мигдисов Я.С., Потаповская О.М., Кузьмин И.А. Модель социокультурного развития образовательного учреждения.Научно-методическое пособие. – М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2007.
10. Потаповская О.М. «Самые главные праздники»: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. – М.: Планета 2000,2004. – 208 с.
11. Суворина Е.А. Педагогика праздника. Очерки воспитательного уклада русской православно ориентированной школы. Тверь: Золотая буква, 2003.
12. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1997. – 450 с.
13. Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. М., 1998.
14. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т.Т.II. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1995 – 671 с.
15. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 640 с.
Содержание
Введение 5
Годовой круг и главное средство духовно-нравственного
развития личности ребенка 7
Педагогика праздника 9
Заключение 37
Литература 38