Смекни!
smekni.com

Педагогический институт (стр. 12 из 26)

К сожалению, ситуация в абсолютном большинстве российских интернатных учреждений еще хуже – связь ребенка с семьей не сохраняется, и при размещении в учреждение ребенок чаще всего теряет родственные связи[73]. Ни в одном отечественном исследовании нам не удалось обнаружить какие-либо данные о частоте контактов воспитанников со своими семьями. Традиционная модель деятельности интернатного учреждения не предполагает поддержания контактов с семьями своих воспитанников. Исключением являются пилотные проекты, реализуемые в Самарской области, Республике Карелии, г. Москве, направленные на восстановление нарушенных контактов ребенка с родной семьей.

В исследовании И.Б. Назаровой приводятся интересные данные о разрушении и восстановлении родственных связей между братьями и сестрами в учреждениях. Подавляющее большинство воспитанников являются не единственными детьми в своих семьях (88,3% по данным И.Б. Назаровой и 88% по нашим данным). Чуть более четвертой части детей (27,6%) воспитываются в одном детском доме со своими братьями или сестрами, в то время как 12,2% живут в другом учреждении, остальные или уже взрослые и живут самостоятельно (25,1%) или проживают с родителями (21,4%) или другими родственниками (15%)[74].

Из тех, кто находятся в одном учреждении со своими братьями и сестрами, только 46,2% общаются с сестрой(ми) и 53,8% - с братом(ми). Более того, выявлена отрицательная зависимость между проживанием сестры и брата в одном детском учреждении и их общением друг с другом. Это часто происходит, если дети значительно различаются по возрасту и воспитываются в разных группах. И.Б. Назарова утверждает, в российских интернатных учреждениях не всегда соблюдается законодательная рекомендация о совместном проживании братьев и сестер, но даже если они и живут в одном учреждении, это далеко не всегда означает сохранение социальных связей между ними.

Таким образом, на этапе первичной социализации, проживая в интернатном учреждении, дети-сироты оказываются лишенными необходимых социальных ресурсов, что, безусловно усиливает риски исключения и снижает возможности последующей инклюзии.

Динамика социальной эксклюзии на этапе вторичной социализации

Одна из важнейших проблем выпускников интернатных учреждений – это процесс перехода от опеки к независимости. Можно доказать, что процесс размещения ребенка в учреждении приводит в будущем к социальному исключению.

Многие годы исследования показывают низкие результаты социальной успешности выпускников учреждений. Лонгитюдные исследования, изучающие детей и молодежь – выпускников интернатных учреждений показывают контраст жизненных результатов тех, кто имел опыт изъятия из семьи и не имевших его.

По статистике, ежегодно в России около 15 тысяч выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. По выходе сирот из детских учреждений многие спиваются, становятся бомжами и бродягами. Так по данным Л. Владимировой[75], из 15000 выпускников детских государственных учреждений для детей-сирот в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 совершают суицид.

Отслеживание дальнейшей жизни выпускников в постинтернатный период позволило Г.В. Семья выявить ряд типичных социальных моделей их поведения:

1) объединение ребят в одной квартире для проживания и сдача освободившейся комнаты в аренду;

2) после окончания первого ПТУ вместо работы идут «учиться» во второе и при этом не ходят на занятия, но зато находятся на полном государственном обеспечении;

3) вместо устройства на работу обращаются на биржу труда, где выплаты по безработице существенно выше возможного заработка[76].

Таким образом, вместо проявления активной экономической позиции многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус «сироты» или «оставшегося без попечения родителей».

Выпускники интернатных учреждений сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. Многие из них чаще, чем дети из семьи, переживают ущемление законных прав и интересов, обман, вовлекаются в организованные формы преступности. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью, теряют полученное жилье, и т.п.

На выборе жизненного пути воспитанников во многом сказывается недостаточная профессиональная подготовка, которая не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив, на получение конкурентной профессии, на выбор профессиональной деятельности, отвечающей возможностям выпускника.

Выпускники являются группой риска по попаданию в криминогенную среду и принятию асоциального поведения. За мелкие нарушения (иногда не осознаваемые ими как противоправные действия) они попадают в спецучреждения, часто переходя потом в колонию, после которой практически нет шансов на нормальную жизнь.

После выпуска из интерната или детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде, роль сироты часто реализуется человеком в течение всей его жизни.[77] По мнению И.Б. Назаровой, «очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба».[78]

Но есть и позитивные примеры: так в исследовании С. Джексон и П. Мартин показаны высокие достижения системы социального благополучия.[79] Из 38 выпускников описанного ими учреждения только один оставался безработным и никто не попал в тюрьму. Три четверти выпускников снимали частное жилье или жили в собственном доме, и только один был бездомным. Ученые выделили ряд защитных факторов успешности связанных прежде всего с дальнейшими образовательными успехами:

· стабильность и постоянство в жизни ребенка;

· наличие родителя или опекуна, который ценит образование и рассматривает его как путь к лучшей жизни;

· наличие друзей за пределами учреждения, которые успешны в школе;

· развитие внешкольных интересов и хобби (которые также способствуют росту социальных навыков и предоставляют возможность контактов с более широким кругом людей вне учреждения);

· наличие значимого взрослого, который готов последовательно поддерживать и ободрять, быть наставником и давать возможность ролевого моделирования;

· регулярное посещение школы[80].

Российские исследователи тоже разработали немало методов и технологий, способствующих позитивному личностному развитию детей в условиях депривации, которые были апробированы в условиях того или иного учреждения и показали положительную динамику личностного развития детей. Однако ни в одном из исследований, к сожалению, не оказалось данных о том, каковы же отсроченные результаты работы, стали ли выпускники этих интернатных учреждений более социально успешными в дальнейшей взрослой жизни, чем до применения этих методов.

Практический блок

Основные вопросы:

1. Что такое социальная эксклюзия и почему считается, что ей могут быть подвержены дети?

2. В чем проявляется семейное неблагополучие и почему его можно считать фактором социального сиротства?

3. Как Вы считает, можно ли говорить о социальном исключении ребенка с условиях интернатного учреждения? Обоснуйте свое мнение?

4. Каким образом условия интернатного учреждения влияют на личностное развитие ребенка?

5. Расскажите о проблемах выпускников интернатных учреждений.

6. Предложите действенные на Ваш взгляд меры по преодолению социальной эксклюзии детей на каждом из этапов социализации.

Практическое задание 1:

Познакомьтесь с авторскими материалами исследования практик исключения в повседневности современного интернатного учреждения методом включенного наблюдения[81]. Существуют ли подобные практики в общеобразовательной школе? Какие еще практики исключения Вы могли бы обнаружить в образовательном учреждении. Опишите их. Задание можно выполнить во время прохождения педагогической практики.

Практическое задание 2:

Используя материалы собственного исследования или же материалы вышеназванной монографии, попробуйте разработать рекомендации по преодолению социальной эксклюзии воспитанников для сотрудников того учреждения, где проводилось исследование.

Литература:

1. Астоянц М. Дети-сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребенка в условиях депривации // Вестник Евразии 2004. № 3. С. 58–88.

2. Астоянц, М.С. Мир сиротства в советской и постсоветской России – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

3. Астоянц, М.С. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

4. Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации: Дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2001. С. 49.