Воспитателями семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности 1 или 2 группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «Воспитатель замещающей семьи». Важным условием для приема на воспитание в семью ребенка является согласие всех членов семьи, проживающих на данной жилой площади, а также согласие кровных родителей ребенка. Еще одной особенностью именно семейной воспитательной группы является возможность определения на работу в качестве воспитателей как молодых людей от 18 лет, так и зрелого возраста, не старше 65 лет. При подборе потенциальных принимающих родителей специалисты ГУРО СРЦ ориентируются на ряд критериев: оценка личностных качеств, оценка мотивации, оценка параметров родительской роли и воспитательной позиции. В связи с этим потенциальные воспитатели проходят диагностику, и по выявленным данным составляется карта личности воспитателя и заключение, определяющее возможность заключения договора с воспитателем СВГ.
Если первоначально в работе центра наблюдались трудности с привлечением потенциальных воспитателей, то теперь на первый план вышли задачи грамотного отбора кандидатов на должность воспитателя СВГ: «Мы когда начинали, мы любому человеку были рады, который изъявил желание взять детей и работать. А теперь прошло время и у нас наплыв такой желающих и еще мы увидели, что есть люди, для которых и те небольшие выплаты которые производятся, могут стать стимулом. И мы теперь очень тщательно и осторожно подходим, мы с потенциальными воспитателями работаем, проверяем их» (педагог-психолог СРЦ, Ростов, 2008).
Анализ ответов модифицированного опросника В.Н. Ослон «Стандартизированное интервью для воспитателей СВГ» (2005 г.) позволяет специалистам определять мотивацию потенциальных воспитателей СВГ. Выделены 3 группы мотивов для приема ребенка в семью:
1) желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром «пустого гнезда»);
2) самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация);
3) гуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т.д.).
Среди мотивов создания замещающей семьи максимальное количество (44%) набрал вариант ответа «у нас дружная семья, мы любим детей и сможем вырастить их духовно и нравственно здоровыми». Второй по значимости мотив, набравший 33% - возможность самореализации и передачи ребенку своего жизненного опыта. Также многими, у кого уже выросли собственные дети, движет боязнь «пустого гнезда». Некоторые респонденты объяснили свое желание взять на воспитание ребенка возможностью компенсировать недостаток любви. Важно отметить, что 78% воспитателей не возражают, чтоб приемные дети встречались с близкими родственниками. Опыт специалистов показывает, что все эти типы мотивации содержат как аспекты, способствующие успеху в воспитании ребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.
На следующем этапе воспитатель с членами своей семьи проходят комплексную программу подготовки воспитателя СВГ. Эта работа предполагает расширение знаний и навыков у потенциальных воспитателей по вопросам психофизиологического развития детей из асоциальных семей, выработку стратегий решения конфликтных ситуаций, формирование знаний о функциональных обязанностях воспитателя СВГ. Воспитатель получает информацию о психическом, физическом и интеллектуальном развитии воспитанника и рекомендации специалистов по реабилитации ребенка в СВГ. Работа проводится специалистами службы сопровождения СВГ совместно с представителями органов опеки и попечительства г. Азова и Азовского района.
Практически все дети, оставшиеся без попечения родителей, хотят воспитываться в семье (исключение, как правило, составляют дети, которые пережили вторичный отказ от усыновителей или опекунов в подростковом возрасте или же дети, пережившие жестокое обращение в родной семье). У детей к замещающим семьям свои требования. Их представления о семье, как правило, не совпадают с представлениями взрослых о хорошей семье. Так кандидаты-взрослые считают, что самое главное любить и уважать ребенка, дать ему хорошее образование, развитие, воспитание. В то время как дети-кандидаты считают приоритетным: наличие отдельной комнаты, компьютера, свободного времени и личного пространства, немаловажно наличие домашнего животного и желательно отсутствие других детей (родных). Для того чтобы совместить, по возможности, представления обеих сторон предварительную психологическую подготовку проходят и дети социального приюта ГУРО СРЦ. В ходе подготовки у детей формируется представление о новой семье, отрабатываются агрессивные и тревожащие состояния. Важным является момент формирования убеждений, что данная семья для ребенка это близкие люди, друзья на данном этапе жизненного пути.
Социальные и психологические аспекты функционирования СВГ
Весьма интересен социальный портрет воспитателя семейной воспитательной группы. Как показал анализ 35 личных дел 19 воспитателей семейной воспитательной группы и 16 претендентов на эту роль из банка данных потенциальных воспитателей (сплошная выборка), чаще всего это люди предпенсионного или пенсионного возраста. 15 из них (43,5%) оказались в возрастной группе 50-60 лет и 2 человека (4,3%) – старше 60 лет. Тем не менее, по 9 воспитателей (26,1%) находились в возрастных группах 30-40 и 40-50 лет соответственно. Молодые люди до 30 лет не изъявляли желания взять на воспитание ребенка. Из этого можно заключить, что во всех «зрелых» возрастных группах есть желающие воспитать ребенка-сироту.
Воспитатель СВГ чаще всего имеет среднее специальное образование (18 человек - 52,9%). Высшее образование имели 8 воспитателей – 23,2%, и почти столько же – 9 человек (23,9%) – среднее. На момент заполнения личных дел, треть воспитателей нигде не работали (все они находились на заслуженном отдыхе). Профессиональная деятельность остальных достаточно разнообразна, хотя и относится преимущественно к сфере физического труда. В числе названных профессий – парикмахер, водитель, продавец, учитель, механик, слесарь, бухгалтер. Отдельно следует отметить, что среди воспитателей СВГ было три человека с педагогическим образованием и двое из них работали в образовательных учреждениях.
Ежемесячный совокупный семейный доход воспитателей не велик – у трети респондентов он оказался в интервале от 5 до 10 тыс. рублей и у такого же количества – от 10 до 20 тыс. рублей. Лишь у каждого шестого воспитателя совокупный семейный доход превышает 20 тыс. руб., и у каждого шестого – не достигает и 5 тыс. руб.
Проживают воспитатели чаще всего в частном домовладении, которое находится у них в собственности; это касается 78% респондентов. Остальные проживают в двухкомнатной и, реже, в трехкомнатной квартире.
Абсолютное большинство – 26 потенциальных воспитателей состоят в первом браке; у 6 это второй и более брак. Трое вообще никогда не состояли в браке. В половине семей воспитателей СВГ не проживают родные дети, т.к. они уже выросли и живут самостоятельно. В пяти случаях семьи воспитателей оказались бездетными, что и стало причиной принятия ребенка в семью. Каждая десятая семья многодетная – в ней трое и даже четверо кровных детей. В остальных семьях растет двое, а чаще один ребенок. Чаще всего инициативу в создании замещающей семьи проявляют женщины (83%), реже – мужчины – 11%. В остальных случаях инициаторами этого шага становились другие родственники.
В перспективе из 35 воспитателей двадцать четыре хотели бы оформить опеку над приемным ребенком, четверо планируют оформить приемную семью и семеро готовы продолжать сотрудничать с центром в должности воспитателя СВГ по истечению срока договора. Они считают возможным впоследствии снова заключить договор, определяя в свою семью нового ребенка. Решение о заключении договора с воспитателями принимается как с учетом соблюдения формальных анкетных требований и наличия на данный момент свободной ставки воспитателя СВГ, так и с учетом психологической совместимости детей и претендентов на роль воспитателя.
Можно заключить, что воспитателями СВГ становятся представители далеко не самых материально обеспеченных, не слишком профессионально престижных и не самых образованных слоев населения. Это как раз те социальные группы, которые составляют сегодня большинство населения страны, поэтому можно сказать, что перспективы у семейных форм устройства детей-сирот в России неплохие.