Начинающему ведущему может казаться, что хорошо подготовиться к встрече – значит подготовить конспект с обширными выписками из историко-филологических исследований, Св. Отцов, литургического предания. Это не совсем так. Жить Преданием – не значит цитировать Отцов или слепо копировать их. Можно прочесть и узнать очень много, но если вести себя надменно – все впустую. Скорее, жить преданием Святых Отцов - это усвоить их подход, отношение к ближним, братьям и сестрам, к Богу, ко всему творению. Апостолы и святые часто были люди некнижные, но все понимали и видели лучше нас – потому что в избытке имели любовь, главный дар Духа Святого. Чтобы не погрешить против любви при организации чтений, можно посоветовать:
o стараться ничего не говорить от ума, но от сердца, либо молчать и молиться ("Если слово, которое ты говоришь, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит и в чужую душу и вонзится и в чужое сердце. Но если проповедник будет говорить "вот этим людям" то, что, ему думается, им полезно знать, то большей частью это будет бесполезно", - говорит митр. Антоний Сурожский);
o стараться опираться на "твердое основание" - не столько свой опыт, который ценен, но пока недостаточен, сколько на опыт всей Церкви – говорить от Писания или Св. Отцов;
o стараться обратить внимание на нужды конкретных людей (Рим. 12:13), а для этого стоит стараться больше узнавать друг друга, не оставлять друг друга в одиночестве, если кто приводит новеньких, окружать их заботой, – быть гостеприимными по заповеди (Евр. 13:12).
Важным является организация каждой встречи. Руководитель должен позаботиться о комфортной обстановке встреч, рассмотреть особенности размещения участников (лучше, если члены группы будут сидеть в кружок, а не за партами – как в школе).
Разумно установить некоторые правила беседы. Ведущий группы ни в коем случае не должен стремиться повысить численность группы за счет «популярных мер»: утраты благоговейного отношения к чтению Слова Божия и превращения чтений в конкурс эрудитов. Не случайно апостол предупреждает: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4). Можно заранее условиться, что высший авторитет толкования на чтениях принадлежит не человеку, а Духу Святому, говорящему с нами через само Писание и святоотеческие поучения. Если возникает спорный момент, пусть все мнения будут выслушаны и все аргументы приведены, но пусть никто не настаивает на своем личном понимании.
Особо стоит вопрос о «поучениях» друг друга. В Священном Писании прямо указано наставлять друг друга, исправлять и даже обличать[7], однако делать это нужно с кротостью и страхом, на основании учения Церкви, а не по собственному пониманию, и сначала наедине. Часто бывает, что участникам вообще стоит отложить какую-то тему, чтобы не заниматься спорами и «исправлениями» друг друга, добиваясь полного понимания, - а положиться на то, что Бог все откроет в свое время. Какие-то вопросы нужно порекомендовать обсудить с духовником.
Ведущий должен следить за общей вовлеченностью участников в обсуждение и побуждать неактивных к участию, обращаясь к ним или предлагая высказываться по кругу. Впрочем, не нужно настаивать на том, чтобы все высказывались с одинаковой активностью – внимательно участвовать можно и просто молясь и размышляя про себя. Для некоторых хорошо бы объяснить, что активное участие как раз и предполагает молитвенное вслушивание в текст Писания, а не просто рассудочное комментирование всего, что было прочитано или сказано другими.
Чтобы не превращать чтения в лекцию, ведущему уместно задавать вопросы: а) на знание Библии и правильное уяснение фактов, б) на понимание смысла, значения, в) на то, как текст отражается в жизни участников.
При проведении встречи важно соблюдать регламент – особенно, если встречи проводятся вечером, и участникам далеко до дома.
Каждая встреча начинается и оканчивается молитвой – канонической (для того, чтобы участники вошли в мир православной духовности) или свободной и по соглашению. В некоторых группах молитвенные нужды записываются, чтобы потом о них можно было напомнить с помощью рассылки. Следует заметить, что некоторые нужды требуют не столько молитвы, сколько посильного участия других членов группы, и именно взаимопомощь, взаимная поддержка является одним из очевидных показателей правильной направленности группы.
Вообще же хорошо всеми силами стараться поддерживать на группе атмосферу радости и праздника, чтобы группа стала тем местом, где можно просто отдохнуть душой в компании верующих друзей. Да и если Бог говорит к нам через Свое Слово – как можно не радоваться и не благодарить?
Непременным атрибутом встреч служит чай и время для неформального общения, в которое входит совместное проведение общих праздников и именин. Для этого же по возможности после чтений организуется пение духовных песен, практикуются встречи с интересными людьми. Нужно стремиться к тому, чтобы неформальное общение затрагивало родственников и друзей членов группы – ведь их доброжелательное отношение способствует тому, чтобы человек оставался в группе, и, кроме того, именно так можно привлекать новых членов.
Служение ближним – весьма важная составляющая жизни любого христианина (1 Петр. 4:10), ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:45). Как утверждает апостол Павел, у каждого из нас есть свои дары и таланты (1 Кор. 12:4-31). Свой дар непременно есть у каждого христианина, и очень важно использовать его, не стесняясь и не полагая, что это что-то неважное. Действительно, нельзя сказать, какой дар: руководство беседами, возможность благотворить, посещать немощных или просто способность услышать другого, молиться за нужды других, — более важен. Все они взаимно дополняют друг друга, и без самого, казалось бы, простого служения, например, мытья посуды, будет ощущаться недостаток.
Наибольшим образом эти дары и таланты проявляются, когда деятельность выходит за рамки самих себя, направлена вовне, на ближних. Поэтому при обсуждении концепции группы полезно позаботиться не только об изучении Слова Божия и общении, но и деятельном участии в социальном служении. Тут не может быть принудительности – пусть каждый послужит тем, что у него лучше всего получается. Кто-то готов заниматься с детьми и подростками, кто-то желает творчески свидетельствовать о вере в тюрьмах, воинских частях, домах престарелых, развивать православные СМИ, кто-то готов участвовать в уходе за больными, кто-то – заниматься реставрационными работами и уборкой храма. По утверждению некоторых, один год работы сестрой милосердия в сочетании с участием в богослужении может преобразить человека больше, чем одно пятилетнее хождение в храм.
Вместе с тем, ничто так не сплачивает коллектив, как совместные мероприятия. Безусловно, хорошо, если само служение будет не личным делом каждого, но общим почином всей группы. Но общим делом может быть не только совместное служение, но и совместный отдых, образовательные мероприятия.
Сегодня, когда православная молодежь разобщена, следует также стремиться к тому, чтобы участие в подобных группах предоставляло возможность встречи и обмена опытом на межприходских молодежных встречах и общецерковных мероприятиях (желательно, организованных вокруг Литургии), что создавало бы реальное ощущение единства.
Наша вера проявляется во взаимоотношениях. Евангельские беседы организуются не ради самого чтения Писания, а ради того, чтобы это чтение как-то изменило нашу жизнь – укрепило веру и помогло нам научиться слышать и слушаться Бога, стать зрелыми, самостоятельными, активными христианами, ощущающими ответственность за Церковь, готовыми жертвенно послужить ближним.
И взаимоотношения между членами группы – очевидный показатель того, правильно ли проводятся чтения. Один известный протоиерей рассказывал, что лучшим результатом молодежных встреч он считает то, что в его приходе сформировались крепкие семьи – малые церкви, и все прихожане знают друг друга, дружат семьями и поддерживают друг друга.
У некоторых служение и участие в групповых (приходских) мероприятиях занимает все время, тогда как отношения в собственной семье оставляют желать лучшего. Это недопустимо для христианина (1 Тим. 5:8), хотя и не вполне понятно неофитам. Следует постоянно напоминать себе, что просто по-христиански вести себя в собственной семье, на работе, – не меньшее служение, чем все вышеперечисленные, и иногда быть с семьей важнее, чем участвовать в самых серьезных миссионерских проектах, не говоря уже о проведении досуга.
Важно подчеркнуть еще один момент: группа не должна замыкать людей в себе – напротив, нужно так построить беседы, чтобы было понятно – нужен следующий шаг, нужно идти дальше – в полноту церковной жизни (литургическую жизнь, аскетический труд). Группа сама является частью Церкви, но не заменяет собой литургическое собрание, общеприходскую жизнь.
Организация Евангельских чтений – нужное и необходимое дополнение к существующим формам приходской жизни. Для кого-то в этом может заключаться его служение Богу, и можно с дерзновением сказать, что руководство Евангельскими беседами может рассматриваться как нынешняя форма служения учительства в древней Церкви.
Однако пока такая форма работы с молодежью не получила достаточного распространения и поддержки на местах в нашей поместной Церкви. Зачастую ведущему и тем, кто возьмет на себя какую-то ответственность, придется сталкиваться с непониманием, неблагодарностью, критикой, как извне, так и изнутри собственной группы или прихода. Часто претензии будут обоснованными, ведь большинство молодых ведущих имеют мало опыта как ведения подобных групп, так и в целом опыта жизни в Церкви.