Справиться с подступающим разочарованием и унынием помогут друзья из самой группы, другие ведущие, священник, который видит плоды деятельности, молитва к Богу, размышление о том, что с такими и даже большими трудностями сталкивались и сталкиваются в своем служении и другие делатели нивы Христовой. Иногда следует просто взять отпуск для отдыха и уединения. Не стоит забывать, что, что основную работу в сердцах верующих совершает Бог, и в смирении нести высокое служение христианского просвещения и миссионерства, которое может привести в Церковь молодежь, дать молодому человеку почувствовать, что он востребован в общинной приходской жизни, открыть ему путь спасения.
Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Св. Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно использовать библейские богословские словари или хотя бы обратить внимание на 118 Псалом, 2 Тим. 3:16, Мф. 5:17-18.
Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 в. н.э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека-век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили удобные им поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.
Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему – спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она не казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие[8].
Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысел Божий.
Канон (официальный реестр) книг Св. Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях Св. Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии [9]. Однако для практического отличения книг подлинных и духоносных от всевозможных апокрифов составлялись списки книг Св. Писания. Православная традиция, как и римо-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2 книгу Ездры и две книги Маккавейских (в католичестве они получили название второканонических).
Именно в Св. Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Св. Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.
Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки – наставления инокам, миряне – св. Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) – так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце – смущение, а в поведении – неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его[10].
Особенно не подобает на начальном этапе заниматься чтением догматических сочинений, ибо душа, объятая страстьми, будет понимать все превратно и подвергнется чрез то опасности падения. Гораздо полезнее книги нравственного порядка – о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели – т.е. о практической жизни во Христе[11].
Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к св. Отцам и тем более Св. Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию[12].
Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т.к. они производят ненужные споры (2 Тим. 2:14-18), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличное христианину (Мф. 7:1). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.
Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.
Исключительное положение, которое занимает Св. Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.
По-разному понималось, в каком смысле Св. Писание боговдохновенно. Некоторые думали, что в нем все от первой до последней строчки продиктовано Богом, и потому в нем не может быть ошибок. Это не совсем так, хотя бы в свете Гал. 3:15. Понималась богодухновенность и как побуждение к письму независимо от содержания. Православный подход подразумевает, что Откровением признается в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о своем отношении к миру, людям: Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Эти спасительные истины стали нам доступны благодаря свободному сотрудничеству Бога и священных авторов в деле написания Библии. Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Св. Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).
Также не все в Писании следует считать образцом для подражания. Можно выделить в Св. Писании идеал (это состояние человечества до грехопадения, Нагорная проповедь), нормы, ниже которых нельзя жить (заповеди), и реальную практику жизни, которая далеко не всегда одобряется Богом. Такое понимание особенно помогает при чтении Ветхого Завета.
Истиной в Св. Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение настолько, насколько они значимы для истории нашего спасения.
Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Св. Писании. Уместно спросить себя, стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Св. Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований двадцатого века наглядно продемонстрировала, что то, что критическая наука 19 века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.
Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Св. Писание – выдумка и миф.
Важно понимать, что Св. Писание – одна из составляющих Св. Предания Церкви: «Я не веровал бы Писанию, - говорит бл. Августин, - если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». Для православных верующих источником веры служит и богослужение, и святоотеческое наследие, и, конечно, живые носители православной христианской веры, их опыт хождения в Боге. Монашеская традиция постоянно подчеркивает, что именно живой пример является лучшим средством для возрастания в совершенстве[13]. Это вполне соответствует Св. Писанию, которое говорит: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17, под «слышанием» можно понимать вообще опытное научение). Однако именно Св. Писанием проверяется соответствие того или иного материала Преданию Церкви.
Уделяя должное внимание изучению Св. Писания, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с братским общением верующих между собой, Причастием и молитвой (Деян. 2:42).
Вообще, Св. Писание - это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие – все единогласно свидетельствуют, что, читая Св. Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, бл. Иероним) рассматривают чтение Св. Писания как Таинство, наравне с Евхаристией.