Словом Божиим, которое может просветить, исцелять и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве – общественной и личной.
Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.
Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы перед изучением Св. Писания, в которых поистине содержится целостное учение о чтении Слова Божия (приведены в приложении).
Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Св. Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением – войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве благодарности, в покаянии и просьбе о силах для изменения жизни и воплощении прочитанного в жизни.
Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.
Целью чтения Библии является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Св. Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот – сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно Св. Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название чтения в христологическом ключе).
При совместном чтении Св. Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца, – и, если мы внимательны, мы увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания – один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.
Первое условие – любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.
Отсюда чистота души – второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Св. Писание, должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей[14], поскольку в чистом человеке обитает Св. Дух (1 Кор. 6:19), просвещающий человека в Слове Божием (2 Тим. 3:16).
Необходимо понимать, что главным истолкователем Св. Писания должен быть Дух Святой (Ин. 16:13). Именно Дух Святой посредством Св. Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе[15].
Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, - вот четвертое условие приступающему к Евангелию (Ис. 66:2). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод (Лк. 8:15).
Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Церковь называет святыми, по крайней мере, на первых этапах нашего хождения во Христе.
Человеку, только пришедшему к вере, лучше сначала изучить собственную церковную традицию, и, если уж брать комментарии иных конфессий, то проверяя высказанные в них мнения православным вероучением.
Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.
Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом Святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами (особенно важно так предварительно читать апостольские послания, которые и были написаны для целостного чтения). Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием (Втор. 6:6-9)[16]. Впрочем, очень важно соблюдать тишину – прежде всего, внутреннюю, – ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (3 Цар. 19 гл.). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири[17].
Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными моментами. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения – можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.
Более важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Св. Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием[18].
И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто – для самооправдания).
Это неверно и точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия – это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (т.наз. «широком контексте»).
Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.
Один из самых верных способов чтения Св. Писания – в связке с житиями святых. Подражая их подвигам в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.
Святоотеческая традиция чтения Св. Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозит иногда стать самодостаточной, и интеллектуальная работа – подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам». В таком молитвенном чтении важно именно то, что открывается человеку здесь и сейчас, как «насущный хлеб» на день.
Существует и традиция учебного чтения, когда ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, для того, чтобы прийти к единому пониманию веры.
Разные формы чтения Св. Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.
Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве.
Изучение Св. Писания в группе может частично заменить катехизацию, тогда его задача – научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов. Однако чтение в группе может быть и молитвенным, тогда целью будет услышать, что Бог говорит через данный текст и через братьев и сестер мне в данный момент.
Чтение Св. Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого индивидуально и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).
Остановимся несколько подробнее на методах толкования Св. Писания.
Разница в толковании Св. Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы – семьдесят лиц[19], т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, конечно, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).