Именно неисчерпаемая глубина смыслов Св. Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Св. Писания.
Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.
Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой – Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют св. Кирилл Александрийский, св. Григорий Нисский и другие.
Для первых христиан было важно найти пророчества, которые бы подкрепляли нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна – Евхаристию, в повествовании об Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т.д. Этот метод назывался теорией.
Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.
Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием. Этот метод получил название анагогии[20].
Впрочем, как замечает свт. Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, действительно важно «держаться полезных разумений», т.е. понимать Св. Писание так, чтобы это приносило пользу душе.
Важно также отметить, что святоотеческие толкования никогда не были произвольными фантазиями на тему библейского отрывка, но гармонично сочетали буквальный и духовный смысл; и иначе быть не могло, потому что настоящие толкования – это не рассудочные размышления, а то, что открывается в чтении с молитвой, в меру следования заповедям Христовым.
Итак, мы увидели, что текст Св. Писания можно по-разному прочесть и истолковать.
Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, - следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.
Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды – остается претворить в жизнь то, что нам открылось.
На практике для этого можно использовать следующую последовательность[21]:
1. Помолитесь, чтобы Бог помог вам понять прочитанное.
2. Прочитайте текст.
3. Подумайте над прочитанным, задайте себе несколько вопросов:
· О ком и о чем идет речь в этих стихах?
· Чему учит этот текст о Боге Отце, Иисусе Христе и Святом Духе?
· Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам?
· Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или, возможно, предупреждение?
· Имеется ли здесь обетование?
· Какую истину открывает для меня сегодня Бог из прочитанного?
· Какой стих мне следует запомнить?
4. Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное.
5. Помолитесь. Просите Бога указать, в чем Вы должны раскаяться, как верить и быть послушным, как благодарить и прославлять Его, выскажите Богу свои просьбы.
6. Примените. Как вы можете практически применить прочитанное?
7. Поделитесь. Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми?
Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени[22].
Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.
Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, - в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время.
Спаситель наш говорит:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30).
Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек (Мф. 7:24-27). Такой человек освободится от страстей (Ин. 8:31-32), будет иметь радость (Ин. 15:10-11) и мир Христов (Ин. 16:33); Господь воскресит его в последний день (Ин. 6:40) и дарует в вечности наследие со святыми (Деян. 20:32).
(выработан на совете ведущих Всероссийского молодежного лагеря «Феодоровский городок», подходит для чтения с большим количеством участников)
1. В качестве ведущих групп приглашаем тех, кто имеет некоторый опыт чтения Св. Писания в группе. Проводим совет ведущих, где читаем отрывок в первый раз, изучаем комментарии.
2. Проводим общее собрание, чтобы распределиться по группам. Просим всех желающих прийти без опоздания, чтобы группы были составлены равномерно и вовремя (желательно распределяться так, чтобы в одной группе оказались незнакомые друг другу люди).
3. Начинаем чтения. Поскольку время ограничено, ведущие должны следить за временем и по возможности не сильно отклоняться от регламента. Что же касается содержательной части, оставим тревогу и положимся на Бога, ведь если что-то не совсем получается, мы только учимся.
4. В конце возможно собрать молитвенные просьбы и помолиться молитвой по соглашению.
длительность | |
Предначинательные молитвы | 4 мин. |
Представления по кругу (очень кратко – имя, епархия, место учебы, работы, интересы) | 10 мин. |
Кратко напомнить: · Библия – это Слово Божие, важность молитвенного настроя · Регламент (говорить кратко, соблюдать порядок, молиться за говорящих) | 5 мин. |
Молитва перед чтением | 1 мин. |
Прочли текст, помолчали, обсуждаем Следим, чтобы не сильно уклоняться от текста, не спорить, напоминаем о важности молитвы | 40 мин. |
Перечитываем снова. Что значимо в этом тексте лично для меня? (по кругу, по желанию, не комментируем) | 10 мин. |
Молимся, по общему желанию назначаем докладчика от группы (лучше не ведущего) | 5 мин. |
Доклад от каждой группы, что обсуждали, к чему пришли – по 3 мин. на докладчика | 30 мин. |
Проповедь священника | 10 мин. |
Сбор ведущих и желающих вести подобную работу для обсуждения чтений | 20 мин. |
Дорогие мои!
Библию можно читать по-разному.
Можно приносить рюкзаки комментариев, разбирать за один раз по одному, а то и по половине стиха, и постоянно спорить.
Можно постепенно углубляться в текст, снимая слои смысла,– один за другим.
И все это благородные подходы. Однако бывает так, что это не дает нам радости. Один молодой человек рассказывал про себя, что, следуя таким путем в духовной жизни в целом, он пришел только к депрессии, потому что стал «головастиком» – человеком с очень большой головой и сердцем размером с грецкий орех. И исцелился он тогда, когда отказался от этого интеллектуализма и пошел служить слабым, бедным.
Тем, кому хотелось бы, чтобы на нем исполнилось то, что о чем говорит псалмопевец: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103), лучше подойти к чтению иначе, не интеллектуально.
Библия – Слово Божие, и понять Его можно тоже только с помощью Бога, с помощью Духа Святого. Однако безумием будет сказать: «Я сейчас в Духе». Мы можем только молиться о том, чтобы Он пришел и просветил нас, чтобы мы услышали Его через наших братьев и сестер. И это поразительно, как Бог иногда открывается нам. Мы немощны, у нас есть свои предрассудки, и бывает, что мы плохо относимся к кому-то из собравшихся. И чудо заключается в том, что иногда Бог говорит что-то для меня именно через таких людей.
Но как услышать Бога? Надо полностью замолкнуть и дать место молитве. Есть разные формы и методы молитвы, в том числе – молитва слушания. Первое, что в ней важно – это затихнуть. Всякий внутренний разговор должен прекратиться. Как в тексте Литургии говорится «Всякое ныне житейское отложим попечение», так и мы постараемся отложить тревоги, заботы, волнения, - все, что мы «принесли с собой».
Второе, что важно – это отложить всякое суждение. Не оценивать других и не оценивать себя. Говорить все, что приходит на сердце, не бояться – кому-то это может быть важно.
Единственное, чего не нужно делать – это поучать кого-то, «читать проповеди».
Говорить о Писании невероятно сложно, потому что оно – больше человека, и иногда бывает, что мы запинаемся, теряем мысль. Поэтому очень важно поддерживать друг друга, молиться за того, кто сейчас говорит.
Если у кого-то возник вопрос – не стремитесь дать на него ответ сразу же, реактивно, - вдумайтесь в него, помолитесь. Может быть, что некоторые вопросы и вообще останутся без ответа сегодня.
Часто в процессе чтения могут возникать паузы – не надо их бояться, ведь мы это время не теряем, а заполняем молитвой.